f Лев Данилкин рассказал RIA56 о книгах, великих людях и PLAYBOY
Доставляем новости, разбираем события
57,57
68,56
Региональное информационное агентство "Оренбуржье"| 26 сентября, вторник
Оренбург, РИА «Оренбуржье»
,
Интервью
24 августа 2017, 14:36

Лев Данилкин рассказал RIA56 о книгах, великих людях и PLAYBOY

Лев Данилкин оставляет автограф на истлевшем углу / Сергей Медведев

В Оренбург приехал писатель, журналист, критик Лев Данилкин. Он не только поучаствовал в фестивале уличного искусства «Стенограффия», но и встретился с читателями. Автор биографий Александра Проханова, Юрия Гагарина и Владимира Ленина рассказал оренбуржцам о творчестве, планах и современной литературе.

Путешествие из Москвы в Оренбург

Лев Данилкин признался: ему приятно, что спустя 7 лет помнят его биографию Юрия Гагарина: «Это удивительно, что я оказался в “люльке”, которая подняла меня наверх, чтобы я расписался под давным-давно сочинённым текстом. Он превратился в часть монументального искусства. Дань уважения Гагарину. Приятно, что я имею к этому отношение».

- Мне очень приятно находиться в городе Юрия Гагарина и «Капитанской дочки». На мой взгляд, эта повесть – самая лучшая литература, и Оренбург имеет отношение к ней. Это священное для любого человека место.

Неизвестный Ленин

Последние полгода писатель проживает с книгой про Владимира Ленина. Лев Александрович не стал скрывать, что существует бесконечное множество подобных биографий: Ульянов всегда занимал умы остроумных и компетентных людей. Но его, Льва Данилкина, жизнеописание вождя пролетариата отличается от других:

- В книге есть рассказчик, гоняющийся за Лениным. Он знает, что произошло в XX веке, он впитал яды и токсины истории. Ему в детстве рассказывали, что Ленин – икона, а в 89-м году – шпион и вообще приехал развалить Россию. Это история человека, пытающегося понять Ленина здесь и сейчас, - объяснил биограф.

В книге Данилкин раскрыл неизвестные черты Владимира Ильича: например, то, что он был отличным путешественником. По мнению писателя, Ленин, прочитав написанную биографию, допустил бы её до печати.

- Есть малоизвестный текст, где Ленин пишет рецензию на рассказ Аверченко: в нём Владимир Ильич описан, как жена Троцкого. Это оскорбительно. Но он пишет робко, пытаясь быть остроумным: «Скорее всего, автор не знает фактов, потому что всё совсем не так, как он описывает», - процитировал писатель. – Обычно его представляют нетерпимым к политическим противникам, а ведь Ленин был вменяемым человеком.

А вот Надежда Крупская, по мнению журналиста, не допустила бы публикации его биографии: когда-то она забраковала труд Германа Ушакова, который участвовал в покушении на Ленина, но одумался и перешёл на сторону красной армии. Он разговаривал с крестьянами, которые знали Ленина. До 2015 года книга Ушакова не печаталась.

- Крупская – удивительная женщина. По сути, все биографии опираются на её дневники, - объяснил Лев Александрович. – Если бы я писал биографию великой женщины, выбрал бы её. Вот факт: когда они заселялись с Лениным в гостиницу, в домовой книге она сократила свой возраст. Она была профессиональной шифровальщицей, она всю жизнь выдавала себя за кого-то.

Гагарин – состояние души

- Я благодарен за то, что меня пригласили. Воспринимаю Оренбург как город Гагарина. Сейчас бы я написал о нём по-другому. Советские библиографы достаточно описали жизнь Юрия Алексеевича до 1961 года, я сосредоточился на последних его годах, - продолжил писатель. – Мне следовало подробнее или по-другому писать о нём до полёта. Приезд в Оренбург…. Из таких дней рождаются книги.

фото: Фонд «Евразия»

Кстати, для того, чтобы приблизиться к небу, Лев Данилкин прыгнул с парашютом. Написанная биография – это не только жизнеописание первого космонавта, но и история мифа. По словам писателя, он ухватился за эту идею, чтобы развинтить представление о «простом парне, которому повезло».

- Желание восстановить историческую справедливость, Гагарин не был «случайным», он уникальный человек, - уточнил он. – Наверное, было ошибкой писать из кабинета. На каждый период жизни я искал людей, которые знали его, даже в «Одноклассниках». Сейчас бы я собирал информацию иначе.

Человек с яйцом

На встрече Данилкину задали вопрос, почему он назвал биографию Александра Проханова «Человек с яйцом», если был явно против такого названия. Когда-то Трифонов хотел так назвать предисловие, но по легенде автор попросил этого не делать: за ним за закрепилось бы обидное наименование.

- Действительно, когда Трифонов спросил Проханова, как его узнать в толпе, тот ответил: «Я буду с расписным яйцом». Но у меня другая версия по поводу названия, - парировал писатель. – Трифонов он не осознавал комические или похабные тона, название не пустили в издательстве.  Я не слышал, чтобы Проханов был против. Мне показалось, что, с одной стороны, это яйцо, из которого вылупился странный последний солдат империи. Конечно, я не слышу иронию, вульгарность. Название указывает на дистанцию между автором и героем.

Рассказчик, а не выдумщик

Лев Александрович считает, что каждый писатель немного графоман: получает невероятное удовольствие от того, что может бесконечно творить. А вот сам Данилкин – не совсем, и работает не по вдохновению, а по строгому сроку: «Если не было дэдлайна, я бы до сих пор Ленина писал. Шлифовать текст можно до бесконечности».

- Сейчас я работаю на тем, что начал ещё до Гагарина. Сложный персонаж. С его биографией я познакомился в нулевых. Это математик Анатолий Фоменко,- приоткрыл завесу тайны Данилкин. – В написании биографии важно, какой вы рассказчик. 90 % успеха – правильно выбрать персонажа. Дико тонкая вещь. Должна возникнуть эмоциональная связь, химия отношений, не обязательно любовь. Вот у Эдуарда Лимонова очень интересная биография, но эмоциональной связи нет.

Данилкин напомнил, что нет канона для написания биографий, и что не стал бы рисковат залезать в голову персонажа. Он придумывает рассказчика под конкретного человека, а не выдумывает мысли. Это – истории про необычных людей в обычных обстоятельствах.

фото: Фонд «Евразия»

О современном литературном процессе

В начале нулевых Данилкин употребил термин «клудж» – так программисты называют программу, которая не должна работать, но почему-то функционирует. Критик подчеркнул, что не следует воспринимать этот процесс в негативных тонах: пришла та литература, которая могла возникнуть только во время «свободы». Писатели могли сочинять то, что продаётся: детективы, боевики, триллеры. А некоторые литературы остались веры «чистому искусству».

- Тогда не появилось авторов вменяемых детективов, не появилось несколько крупных писателей, не привязанных к жанру. Они не могут иным, не литературным, способом рассказать о жизни.

Уже несколько лет Данилкин не занимается критикой. Он читал всё подряд, гнался за новыми писателями.

- Я нашёл несколько писателей, рассказал о них. На тот момент мы оказались в обществе, в котором будущее неясно. Только официальная телевизионная «пропаганда», которая не очень справляется. Мы привыкли к патриотизму, но не знаем, как будет выглядеть жизнь через 50-100 лет. Этим занялась литература, ведь она всегда конструировала национальную идею.

Данилкин назвал авторов, которые, по его мнению, будут известны и через век. Это Алексей Иванов, Владимир Сорокин – нелюбимый, но значимый писатель – Владимир Микушевич, ранний Виктор Пелевин…

Биограф Ленина и бывший шеф-редактор журнала... PLAYBOY?

- Я работал в миллионе разных журналов. Не вижу противоречия или пятна в биографии, мне было 23 или 24 года, а людям в молодости свойственно работать в «странных» местах. Я занимался разгрузкой фур и торговал на рынке в Лужниках, в том возрасте подобное не было порочащим, - объяснил Лев Данилкин. – Людям кажется, что быть редактором PLAYBOY – сидеть у бассейна и пить коктейли, которые наливает Хью Хефнер в халате. А работа-то не такая весёлая, но не скажу, что скучная. Молодым человеком мне нравилось иметь визитки, на которых написано PLAYBOY, в некоторых ситуациях это помогало.

0 комментариев
Текст дня
10:52 / 24.09.2017

Три, четыре или даже восемь часов ожидания. Готовыми к долгому прохождению границы следует быть всем, кто отправляется в путешествие через пункт пропуска «Сагарчин». Эти двери на российско-казахстанской границе работают далеко не оперативно, жалуются жители и гости Оренбургской области.

12:51 / 23.09.2017

В Оренбургской области в самом разгаре прививочная кампания. По последним данным, в регионе вакцинировано около 240 тысяч человек, среди них чуть более 90 тысяч – дети.

15:29 / 25.09.2017

Пьеса «Продавец дождя» написана давно, в 1954 году, и имеет богатую сценическую историю. Неоднократно ставилась она и в театрах России, а ранее в СССР. Одной из наиболее известных постановок стал спектакль московского театра им. К.С. Станиславского, которую осуществил известный режиссер Леонид Варпаховский. В последние годы интерес к ней поугас, тем интереснее обращение к пьесе в оренбургской драме.

13:36 / 23.09.2017

В Оренбурге есть парк «Салют, Победа!», где среди прочих экспонатов находится муляж врытого в землю фашистского самолёта. Но германские крылатые машины никогда не долетали до Оренбурга. С другой стороны, единственный военный эпизод истории Оренбурга – осада его пугачёвцами – освещён крайне мало и односторонне, а практически – забыт.

11:23 / 21.09.2017

Оренбуржье отмечает важное событие – 85-летие скульптора Надежды Петиной, украсившей областной центр своими работами. Между тем почти семь лет в Оренбурге говорят о создании мемориального комплекса Гавриила и Надежды Петиных. Пока проект есть только на бумаге, а дом-мастерская Петиных на улице Комсомольской выставлен на продажу.

12:35 / 20.09.2017

Губернатор Оренбургской области Юрий Берг попросил федеральные власти о зерновых интервенциях. В Кремле, Правительстве РФ и Минсельхозе на просьбу из региона пока не отреагировали, ранее в Москве заявляли о том, что интервенций пока не будет.

16:44 / 19.09.2017

Бежевая табличка на главном здании районной администрации в Новоорске Оренбургской области. Ничем не примечательна. Заметит ее, пожалуй, только внимательный прохожий. Заметит и удивится. Под ней замуровано послание, которому 49 лет. Из далекого 1968 года новоорчане написали в 2017.

Архив портала