Доставляем новости, разбираем события
55,85
60,79
Региональное информационное агентство "Оренбуржье"     |     26 апреля, среда
Елена Чернова, Дмитрий Григорьев, РИА «Оренбуржье»
,
Культура
12 декабря 2016, 13:16

В Оренбургском драмтеатре сыграли «Свадьбу Кречинского»

Пьеса Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» имеет в России большую и славную сценическую историю. Исполнилось 160 лет со времени первой её постановки, а интерес к ней режиссеров, актеров и, разумеется, зрителей не угасает. Причин тому – множество: и лихо закрученная интрига, и мастерски выписанные характеры, и актуальность темы, которая существовала всегда, вне зависимости от политической ситуации в стране. А тема эта – азарт, игра, ради которой можно пожертвовать всем.

Постановку в оренбургском театре осуществил московский режиссер Сергей Яшин, который придерживается традиционных взглядов на сценическое воплощение классических произведений, всячески стремясь сохранить дух и букву великого русского психологического театра. И следует признать, что произведение Сухово-Кобылина в точности соответствует лучшим традициям театрального искусства, что касается, в первую очередь, персонажей пьесы, выписанных ярко и подробно.

В русском театре всегда существовало строгое распределение ролей по амплуа актеров, и Сухово-Кобылин, в принципе, этой традиции придерживался, хотя многие стандартные характеристики претерпели у него не то чтобы изменения, но дополнения. Оренбургский театр всегда был славен актерскими удачами, и в данном случае артисты не подвели.

Итак, Петр Константинович Муромский, богатый помещик (амплуа – благородный отец). В исполнении заслуженного артиста РФ Александра Папыкина он с самого начала предстает человеком добрым, рачительным хозяином, предпочитающим деревенскую жизнь суетливому городу, и любящим отцом очаровательной дочери Лидочки. Не зря он несколько раз в течение спектакля произносит фразу «зачем мы приехали в Москву из деревни, ничем хорошим это не кончится». Но, как любящий отец, он понимает, что дочке необходимо выйти замуж, а где в деревне найти хорошую партию?... Хотя у Муромского она уже найдена – это помещик-сосед Нелькин, также предпочитающий деревню городу и спокойный отдых на природе – городской суете. Но Лидочке он не нравится, ей с ним скучно и хочется чего-то нового, неизведанного.

Лидочка (амплуа – инженю) и станет тем камертоном, на который будет настраиваться все действие спектакля. Недавняя выпускница театрального отделения института искусств Ольга Бересток сыграла в спектакле свою первую большую костюмную роль и вполне справилась с этой нелегкой задачей. Конечно, её героиня неопытна в реалиях городской жизни, но характер имеет твердый и способна добиться поставленной цели. А целью в данном случае является желание выйти замуж не за предписанного папашей деревенского соседа, а за городского красавца Михаила Васильевича Кречинского. И пусть говорят, что он игрок и промотал состояние – зато какой он галантный и обходительный кавалер, а то, что он полный банкрот, врут злые завистливые люди. Ведь, если бы он был нищим, то откуда деньги на роскошные подарки и подношения?

За два действия спектакля Лидочке предстоит пройти путь он наивной девушки в розовых очках до сильной женщины, способной принять решение, которое кардинально изменит её жизнь. Ольга Бересток убедительно показывает этот путь. Её героиня легка, воздушна, весела в начале и способна подняться до трагических высот в финале. Кроме того, она очень музыкальна, и те номера, которые Лидочка исполняет по ходу спектакля, выглядят органично и вполне соответствуют характеру героини.

Еще один немаловажный женский персонаж – тетушка Лидочки, Анна Антоновна (амплуа колеблется между «комической старухой» и «фам фаталь»). Наталья Панова искренне и честно исполняет роль хранительницы домашнего очага семейства Муромских, которая пожертвовала своим личным счастьем ради маленькой племянницы, оставшейся сиротой в раннем возрасте. Но неистребимое женское естество продолжает бурлить в крови, и именно Анна Антоновна зачастую становится вершителем судеб семьи, у которой на поводу идет нерешительный и слабохарактерный Муромский.

И, наконец, главный герой, имя которого вынесено в название пьесы – Михаил Васильевич Кречинский – личность яркая и неординарная, но одержимая одной пагубной страстью – игрой. Этой ролью отметил свой бенефис ведущий актер Оренбургского театра драмы Сергей Тыщенко. И надо сказать сразу – работа удалась на славу. Во-первых, он полностью соответствует авторским характеристикам: да, он игрок и авантюрист, но чертовски обаятелен, и для женщин просто неотразим. Неспроста Лидочка влюбилась в него с самого первого танца на балу.

Надо сказать, что ранее виденные мною исполнители этой роли (Владимир Кенигсон – в Малом театре и Анатолий Васильев в театре им. Моссовета), несмотря на блестящее актерское мастерство, все-таки вызывали сомнение в том, что вызвали в юной девушке подлинную страсть, ибо были очень немолоды. Сергей Тыщенко играет героя в самом расцвете зрелой красоты и неотразимой привлекательности. Он из тех мужчин, которые одним движением руки, одним взглядом приковывают к себе женское внимание и уже не отпускают до конца.

Помимо блестящих внешних данных, следует отметить, что Сергей Тыщенко проявил себя как великолепный артист. Только во второй части первого акта он явил себя в столь разных характерах одного и того же человека, что просто диву даешься.

Сначала это светский лев, этакий денди, цель которого – завоевать доверие помещика Муромского, с целью получения от того согласия на брак с Лидочкой. Он воистину великолепен в сценах, когда соловьем разливается о прелестях деревенской жизни, которую искренне ненавидит на самом деле, рассказывает о своем имении в Симбирской губернии, которое давно уже пошло с молотка. И в сценах с Лидочкой он выглядит вполне достойно: да, она ему нужна, в первую очередь, как богатая невеста, но девушка ему искренне нравится, потому его показные чувства выглядят вполне правдиво.

Далее Кречинскому предстоит вынести совсем другие испытания, когда, узнав о том, что кредиторы не желают ждать положенных до свадьбы десяти дней, а требуют три тысячи серебром (это очень большие деньги!) немедленно, Михаил Васильевич за несколько минут проживает целую гамму чувств: от гневных реплик в адрес пришедшего за получением долга купца Щебнева (небольшая, но очень яркая роль Бориса Круглова), до униженной мольбы и просьб подождать еще немного.

И уж совсем блистательным выглядит дуэт Кречинского и Расплюева, человечка, который находится у Михаила Васильевича то ли в рабстве, то ли в вечной повинности. Эта роль по сути своей – небольшая, но имеет яркую сценическую историю. Расплюев – полное ничтожество, так характеризуют персонаж другие герои пьесы. Но его в разные годы не гнушались играть такие мастера как Игорь Ильинский, Эраст Гарин, Александр Леньков.

В оренбургской постановке эту роль блестяще исполняет заслуженный артист РФ Сергей Кунин. Да, его Расплюев – ничтожество, но без него харизматичный главный герой тоже оказывается пустым местом. Потому так настойчиво звучат адресованные к нему слова – «найди мне эти деньги, где хочешь найди, укради, убей, но принеси!» Но когда не помогают спасти положение даже эти угрозы. приходит другое решение – совершить подлог невестиного бриллианта. И эта история расставит всех героев по своим местам, определив для каждого, кем он является на самом деле.

Таким вот острым и неоднозначным получился спектакль в постановке Сергея Яшина, который с самого начала работы над постановкой заявлял, что Кречинский для него никак не отрицательный персонаж, а человек ярких страстей, не сумевший вовремя остановить свой бег по жизни, именуемый игрой.

Помимо ярких актерских работ нельзя не отметить музыкальное оформление спектакля, осуществленное Тамарой Пикулевой. Звучащая музыка Исаака Шварца, а также старинные романсы очень украшают постановку, тем более, что Сергея Тыщенко все знают как поющего артиста.

В заключение, немного вопросов к постановке. Считаю, что в ней наличествуют явные длинноты, которых вполне можно избежать. Это касается никак не вокальных или танцевальных номеров, а общей энергетической заторможенности или даже тяжеловесности. Спектаклю не хватает внутреннего ритма, некоторые сцены просто требуют более динамичного решения. И не надо объяснять эту вязкость традициями русского психологического театра.

В целом же, стоит только порадоваться, что на сцене одного из старейших театров России появился еще один спектакль, поставленный по произведению, входящему в «золотой фонд» российской драматургии. Пройдет время, постановка приобретет все необходимые для нее «настройки», и сотни зрителей в который раз порадуются за наш замечательный театр.

1 комментарий
13:15 / 22.04.2017

Порядок определения расходов на оплату коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, изменится. Соответствующие нормы федерального законодательства в первом чтении приняла Государственная Дума РФ.

09:12 / 25.04.2017

Мэрия Оренбурга нашла дополнителное финансирование на безопасную транспортную и пешеходную инфраструктуру для школьников. В городе появятся дополнительные пешеходные переходы и тротуары для школьников, а неудобства при строительстве школы в 20 микрорайоне сведутся к минимуму.

12:53 / 20.04.2017

Благотворительность и меценатство в России всегда принадлежали к чистой и светлой стороне жизни. А  руководителей  благотворительных фондов  считают едва ли не «святыми» - самоотверженными и бескорыстными. Большая часть как российских, так и оренбургских фондов и ныне дорожит репутацией  честных и прозрачных.

08:20 / 24.04.2017

Региональное информационное агентство Оренбургской области RIA56 отмечает четыре года со дня основания. RIA56 впервые заработал онлайн 23 апреля 2013 года. Каждый раз именно в эти дни мы подводим итоги года и анонсируем новые проекты.

09:15 / 24.04.2017

В журналистике при ошибках и опечатках часто говорят: главное - процесс. К интернет-редакциям это относится в меньшей степени, но все же. Редакция RIA56 работает на оренбургской медиа-волне уже пятый год, и каждый из них мы пополняем нашу папку с «косяками» новыми пропущенными буквами, неправильными цифрами и другими неотъемлемыми деталями процесса выпуска сайта.

13:33 / 22.04.2017

Раз в год над городом сгущается «Библионочь», но это не опасные сумерки, а социально-просветительские. Так, 21 апреля библиотеку имени Н. Крупской захватили рыцари, мастера различных премудростей, актёры и экологи, чтобы развлечь, просветить и научить.

12:52 / 22.04.2017

Оренбургская область стала одним из первых регионов, заключивших соглашение с федеральным Минстроем об участии в приоритетном проекте «Формирование комфортной городской среды». Впервые регион получит настолько масштабную поддержку из федерального бюджета на благоустройство дворовых территорий и обустройство парков.

14:50 / 21.04.2017

Депутаты Законодательного собрания Оренбургской области раскрыли декларации о доходах. Изменившийся после выборов в ЗС состав депутатов существенно повлиял на рейтинг «самых состоятельных» - лидер сменился.

12:52 / 21.04.2017

Прокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении трех фигурантов уголовного дела о посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов, грабеже и укрывательстве тяжелого преступления. Об этом RIA56 рассказали в пресс-службе прокуратуры Оренбургской области.

13:30 / 20.04.2017

Сведения о заработной плате, доходах и имуществе федеральных парламентариев и членов Совета Федерации обнародовали на официальных сайтах. Самым состоятельным депутатом Госдумы от Оренбургской области по итогам 2016 года, согласно, отчетным документам, стал первый зампредседателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, либерал-демократ Сергей Катасонов. 

15:02 / 19.04.2017

Региональный авиаперевозчик сможет покрыть часть понесенных затрат за счет бюджета Оренбургской области. Государственное унитарное предприятие получит 150 миллионов рублей, которыми намерено оплатить часть лизинговых платежей за приобретенные ранее воздушные суда.

Архив портала