Доставляем новости, разбираем события
56,08
60,85
Региональное информационное агентство "Оренбуржье"     |     25 апреля, вторник
Елена Чернова, РИА «Оренбуржье»
,
Культура
16 марта 2017, 13:02

Надежда Величко: Главное в жизни актера – верить, что лучшие роли еще впереди

Ведущая актриса Оренбургского театра драмы имени Горького Надежда Величко 24 марта отмечает юбилей . В честь этого в театре пройдет бенефис артистки, где она сыграет в одном из премьерных спектаклей «Любовь и голуби» и будет принимать поздравления от коллег и друзей.

Надежда Павловна Величко родилась в Оренбурге в семье военного. Совсем юной девушкой поступила учиться в Иркутское театральное училище. Затем, уже после возвращения в Оренбург, окончила ГИТИС. За почти 40 лет работы на сцене она сыграла ведущие роли мирового классического репертуара и многочисленных современных героинь. Среди них нельзя не отметить Настасью Филипповну («Идиот»), леди Мильфорд («Коварство и любовь»), Раневскую («Вишневый сад»), Аркадину («Чайка»), Лауру («Отец»), Марью Антоновну («Ревизор») и десятки других.

Накануне юбилея актриса ответил на некоторые вопросы RIA56.

 - Первый выход на сцену в качестве профессиональной актрисы - чем он запомнился? Какие чувства владели вами в этот момент?

- Да такие же, как и сейчас – страх. Поверьте мне, если артист говорит, что ничего не боится, выходя на подмостки, то это – плохой артист, мертвый. Но бояться надо перед тем, как ты выходишь, а как только ступил на сцену – все сразу проходит. Уже много позже, когда я была в Москве на мастер-классе выдающегося режиссера современности Питера Брука, я навсегда запомнила его слова о том, что бояться можно только за кулисами, а как только сделал первый шаг, то случается волшебство, когда ты начинаешь жить другой жизнью. Это и есть великое чудо театра.

В самом начале карьеры я играла, в основном, эпизодические роли, старалась учиться у своих партнеров. Помню спектакль «Обратная связь»: там у меня была маленькая роль секретарши, а на поклонах мне вдруг вручили букет цветов. И я сразу отдала его исполнительнице главной роли Ларисе Калюжной, потому что она там по-настоящему блистала. А первая главная роль была в спектакле «Пусть не сойдется с ответом», где я играла старшеклассницу, практически мою ровесницу. Но я эту роль почти не помню.

- Какую роль играет на сцене взаимодействие с партнерами? Что делать, если нет контакта?

 - Приведу в пример спектакль «Серебряная свадьба», в котором играл приглашенный из МХАТа величайший актер, народный артист СССР Евгений Евстигнеев. Вот он был идеальным партнером, он вел за собой всех, кто был рядом. Даже сидя спиной к залу, помогал нам глазами, поворотом головы. Вот он взглянет на меня, и я уже знаю, что мне надо делать. Мы смотрели на него, как на божество.

Но если вижу, что партнер не совсем понимает задачу, поставленную режиссером, я должна ему помочь, послать импульс, чтобы он подтянулся.

- Артисты тоже люди, и им также могут испортить настроение на улице, нахамить в очереди, обидеть, оскорбить. А вечером – на сцену, играть комедию или страстную любовь. Как вы справляетесь с подобными стрессами?

 - Вы это серьезно сейчас спросили?

 - Абсолютно.

- Тогда отвечу определенно: никакие внешние раздражители не могут помешать настоящему артисту. Мы же профессионалы, при чем тут настроение?! Вот я села в гримерке за свой столик, посмотрела в зеркало и сразу забыла, что происходило раньше. Я – уже она, моя героиня. Если же я буду поддаваться настроению, то я - не профессионал.

- Давайте вернемся в современный театр. Вам не кажется, что зритель сильно изменился, особенно молодежь? Я просто ужасаюсь, видя, как во время спектакля они смотрят не на сцену, а на экран смартфона, гуляют по соцсетям, обмениваются СМС-ками...

- Если такое происходит, то я считаю виноватой только себя – не увлекла, не задела за живое. Если бы на сцене происходило нечто завораживающее, то у зрителей и мысли бы не было пялиться в смартфон. Зритель не виноват, виноваты мы, актеры.

 - Вот я вспоминаю старый спектакль середины 90-х годов - «Вишневый сад» в постановке Изяслава Борисова. Вот он, на мой взгляд, шел «на вздохе». Муху было слышно. Вы играли Раневскую так, что я помню это по сей день, хотя прошло почти 20 лет.

 - А вы знаете, как мы выходили на сцену? Еще при закрытом занавесе брались за руки, сжимали их крепко и говорили:«Ну, идем в клетку к тиграм».  Вот вы говорите про современную молодежь, а тогда, в 90-е, хотя и не было разных гаджетов, но школьники (если это бы какой-то целевой показ) вели себя крайне разнузданно: кричали, швырялись друг в друга жвачкой, шуршали конфетами. И их надо было усмирить великим словом Чехова, чтобы к концу спектакля они рыдали вместе с Раневской, оплакивая неудавшуюся жизнь. Актеры, занятые в «Вишневом саде» - Павел Чиков, Анатолий Бледный, Андрей Лещенко и другие - все делали для того, чтобы донести до зрителя написанное Антоном Павловичем.

- Кого из актеров театра Вы можете считать своим учителем в профессии?

- В первую очередь Анатолия Сергеевича Солодилина. Потрясающий был актер и режиссер. Зрители до сих пор вспоминают его царя Федора или дядю Ваню. А как он читал стихи! Ведь им были подготовлены десятки чтецких программ, с которыми он не гнушался ездить по школам, училищам, разным предприятиям. И везде его принимали с восторгом!

Никогда не забуду, как Анатолий Сергеевич вместе с Павлом Георгиевичем Чиковым, оба крупные, солидные мужчины, садятся в старенький «Запорожец» (да-да, именно в «Запорожец»), и едут на выездную программу. Великие были люди, великие, и какие простые!

- Что Вы считаете пиком своей актерской карьеры?

- Это роли, сыгранные с конца 80-х по начало 2000-х. Конечно, и Раневская, и Аркадина, и Настасья Филипповна, и донья Эльвира в «Дон Жуане», мадемуазель Жорж в спектакле «Фредерик или Бульвар преступлений». Много их было в те годы. А какая была роль в спектакле «Отец» по Стриндбергу! За  эту работу я получила губернаторскую премию «Оренбургская лира», а после показа этого спектакля в Москве меня номинировали за роль Лауры на Государственную премию РФ. Я счастлива, что наш художественный руководитель Рифкат Вакилович Исрафилов смог увидеть во мне то, что не видела я сама, и подарил возможность играть эти дивные роли. И еще он умеет не прессовать артиста, видит его индивидуальность и находит способ эту индивидуальность проявить.

 - А почему же сейчас, после ролей аристократок или даже особо королевской крови, вы играете Гапусю в «Свадьбе в Малиновке», или бабу Шуру в «Любовь и голуби», женщин, так сказать – от сохи, из глубины народной жизни?

 - Все нормально. Я называю это расширением актерских возможностей. И если режиссер меня видит в этих «возрастных» ролях женщин, не блещущих образованием и культурой, но обладающих другими замечательными качествами – добротой, сопереживанием, миротворчеством, в конце концов -  то это только раскрывает еще одну грань моей творческой натуры, о которой, я, может быть, даже не подозревала. Все это интересно. Хотя я продолжаю ждать чего-то еще нового и неизведанного и верю, что лучшие роли еще впереди.

0 комментариев
13:15 / 22.04.2017

Порядок определения расходов на оплату коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, изменится. Соответствующие нормы федерального законодательства в первом чтении приняла Государственная Дума РФ.

09:12 / сегодня

Мэрия Оренбурга нашла дополнителное финансирование на безопасную транспортную и пешеходную инфраструктуру для школьников. В городе появятся дополнительные пешеходные переходы и тротуары для школьников, а неудобства при строительстве школы в 20 микрорайоне сведутся к минимуму.

12:53 / 20.04.2017

Благотворительность и меценатство в России всегда принадлежали к чистой и светлой стороне жизни. А  руководителей  благотворительных фондов  считают едва ли не «святыми» - самоотверженными и бескорыстными. Большая часть как российских, так и оренбургских фондов и ныне дорожит репутацией  честных и прозрачных.

08:20 / 24.04.2017

Региональное информационное агентство Оренбургской области RIA56 отмечает четыре года со дня основания. RIA56 впервые заработал онлайн 23 апреля 2013 года. Каждый раз именно в эти дни мы подводим итоги года и анонсируем новые проекты.

09:15 / 24.04.2017

В журналистике при ошибках и опечатках часто говорят: главное - процесс. К интернет-редакциям это относится в меньшей степени, но все же. Редакция RIA56 работает на оренбургской медиа-волне уже пятый год, и каждый из них мы пополняем нашу папку с «косяками» новыми пропущенными буквами, неправильными цифрами и другими неотъемлемыми деталями процесса выпуска сайта.

13:33 / 22.04.2017

Раз в год над городом сгущается «Библионочь», но это не опасные сумерки, а социально-просветительские. Так, 21 апреля библиотеку имени Н. Крупской захватили рыцари, мастера различных премудростей, актёры и экологи, чтобы развлечь, просветить и научить.

12:52 / 22.04.2017

Оренбургская область стала одним из первых регионов, заключивших соглашение с федеральным Минстроем об участии в приоритетном проекте «Формирование комфортной городской среды». Впервые регион получит настолько масштабную поддержку из федерального бюджета на благоустройство дворовых территорий и обустройство парков.

14:50 / 21.04.2017

Депутаты Законодательного собрания Оренбургской области раскрыли декларации о доходах. Изменившийся после выборов в ЗС состав депутатов существенно повлиял на рейтинг «самых состоятельных» - лидер сменился.

12:52 / 21.04.2017

Прокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении трех фигурантов уголовного дела о посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов, грабеже и укрывательстве тяжелого преступления. Об этом RIA56 рассказали в пресс-службе прокуратуры Оренбургской области.

13:30 / 20.04.2017

Сведения о заработной плате, доходах и имуществе федеральных парламентариев и членов Совета Федерации обнародовали на официальных сайтах. Самым состоятельным депутатом Госдумы от Оренбургской области по итогам 2016 года, согласно, отчетным документам, стал первый зампредседателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, либерал-демократ Сергей Катасонов. 

15:02 / 19.04.2017

Региональный авиаперевозчик сможет покрыть часть понесенных затрат за счет бюджета Оренбургской области. Государственное унитарное предприятие получит 150 миллионов рублей, которыми намерено оплатить часть лизинговых платежей за приобретенные ранее воздушные суда.

Архив портала