Школа 21 века: от стандарта – к личности

В подготовительную группу Новосергиевской средней школы № 3 Оренбургской области пришли 63 первоклассника. Родители выбрали школу независимо от того, где они живут. И это не случайно: Новосергиевская СОШ вошла в Топ лучших в России, уже много лет там продвигают новаторские образовательные разработки, а педагоги — постоянные участники 

различных конкурсов и курсов. 

Что значит «хорошая школа» для ученика? По мнению директора Натальи Подшиваловой, та, где интересно, комфортно, где его понимают, поддерживают, есть с кем общаться, вместе развиваться и расти. 

Известно, что потенциал школы зависит, с одной стороны, – от кадрового состава и, с другой – от характера целей и содержания решаемых задач.

– Единственная проблема – это нехватка кадров, – считает заместитель директора Людмила Кудашкина. – Но наши педагоги – это высококвалифицированные специалисты по всем направлениям: они не только знают свой предмет, но и открыты для детей, родителей, коллег. 

В школе работают 34 педагога, 16 из них имеют высшую категорию – это 44,5%.

В 2015 году школа завершает работу по программе «Будущему навстречу». Ключевая идея программы развития – создание открытой общественно активной школы. Сейчас здесь идет апробация модели, реализуются три инновационных проекта: «Школа 21 века», «Здоровое завтра» и «Шире круг».

В школе созданы и успешно реализуются модели предпрофильной подготовки и профильного обучения. У старшеклассников разработаны индивидуальные образовательные маршруты, которые имеют прямой выход на ЕГЭ. Эффективность реализации этих маршрутов составляет 95%. Маршруты включают предметные и элективные курсы, например, «Личность в истории России», «Правовой букварь», «Деловой русский». И каждый старшеклассник имеет свой индивидуальный учебный план.

В прошлом году результаты этой работы очень порадовали. Как будет в этом, покажет итоговая аттестация, а пока учителя работают и волнуются…

Кстати, о результатах 2014 года: школа включена в федеральный фотокаталог «Трудовая слава России-2014», занесена в общероссийскую базу «1000 лучших школ России», вошла в ТОП-200 сельских образовательных организаций, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников. Все это результат совместной работы педагогов с учениками.

– Качество образования – это не только знания, но и все остальное, что приобретают ученики в течение школьной жизни, – считает Наталья Подшивалова, и с ней соглашаются коллеги. – А значит, качество образования нашей школы можно оценить как высокое.

Чтобы повысить качество уроков, проводится большая методическая работа. В школе рассказали и о том, что весь документооборот электронный. Используются интерактивные мониторинги, созданные Людмилой Кудашкиной.

Следует признать, что в современных условиях мощным ресурсом является мотивация, а для этого здесь много делается. Приведем лишь несколько примеров. В конце года проводится праздник «Школьное созвездие», где выбираются лучшие ученики по шести номинациям: отличник, активист, эрудит, спортсмен, талант и открытие года. Еще ученики получают три премии: генерала Елагина – за патриотизм, совета школы – за общественную деятельность, педколлектива – за лучший образовательный результат.

И педагоги тоже получают три премии ко Дню учителя: за лучший личностный результат, за лучший образовательный результат ученика и за эффективное классное руководство. И уже понятно, кто будет удостоен первых двух премий: учитель физики Галина Белоусова за победу в финале конкурса «Мой лучший урок» и учитель истории и обществознания Любовь Барсукова за подготовку победителя регионального этапа всероссийской олимпиады Дарьи Заволипенской.

Разумное и мудрое

В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Обязательно ли общение с учениками должно выходить «за рамки» предмета и урока? Обязательно учителю становиться духовным наставником, «включаться» в жизнь ребенка?

– В разумных пределах. Ребенок хочет видеть в учителе взрослого и мудрого, но «своего» человека. Когда идет неформальное общение, дети больше раскрываются. Этим и отличается наша школа от других. Педагог всегда видит, какому ребенку нужна психологическая поддержка, – уверена заместитель директора Наталья Маковчик.

Ее поддерживает и другой заместитель директора Наталья Ломакина:

– Я всегда живу по отношению к ученикам коротким девизом «Не навреди». Если ребенок тянется, спешит открыть твою дверь – это одни отношения, если ребенок прячется – здесь уже и тревога, и волнение. Очень тактично, ненавязчиво, отходя на какую-то дистанцию, кто, если не мы, поможет этому бедолаге? Иногда просто нужно заняться каким-то интересным делом, чтобы отвлечься от проблем. Ребята приходят к тому, что нужно живое общение!

В школе действуют 32 кружка, клуба, студии, секции и объединения. А сейчас в холле расположилась выставка работ кружка «Оч.умелые ручки».

Немного в шоке, но понравилось

Так отозвались родители о Дне открытых дверей для первоклассников – «От стандарта – к личности».

Целый день вместе с будущими учениками родители делали зарядку, посещали уроки, ели в столовой то, что готовят детям, посмотрели внеурочную деятельность.

Но сначала был проведен урок для родителей, где они узнали о его этапах, о современных технологиях, а потом все это увидели на уроках с их детьми. А еще оценили, сколько много успевают сделать учитель и будущие первоклассники за время урока.

Наверное, нет выше оценки школе, чем слова родителей: «Мы еще раз убедились, что не зря привели своих детей именно сюда».

День открытых дверей – мероприятие традиционное.

Сильна традициями

В школе много традиций. Остановимся лишь на нескольких. Турнир по мини-футболу памяти бывшего директора Литвинова М. П., соревнования на кубок генерала Елагина и выпускника школы Жута Павла. Это связь времен и поколений.

А еще ежегодно к 23 февраля организовывается встреча сыновей и пап, где они состязаются в силе и ловкости. Например, в этом году команда из учеников 10-11 классов перетянула канат у пап, чем отцы были горды. (Конечно, есть мысль, что папы просто поддались, но кто знает?) Такая же встреча прошла и в начальной школе. А еще проводятся «мужской» субботник и «мужской» разговор, когда папы беседуют и работают вместе со своими сыновьями.

Здоровое завтра

Из года в год в школе увеличивалось общее количество пропусков и в том числе по болезни. Появился синдром длинной зимней «третьей четверти». А, как известно, люди чаще заболевают, когда очень устают. Изучили опыт других школ, прислушались к высказываниям врачей и по решению Совета школы перешли на триместры. Это – не новация, а всего лишь один из режимов, прописанных СанПином. Сегодня по этой системе работают 2-3 школы в области. А дети говорят: не успеваем устать от учебных модулей, а за каникулы забыть изученный материал. Сейчас ребята учатся три триместра, шесть модулей и отдыхают на пяти каникулах. Но они насыщены работой кружков, секций, клубов, проводятся консультации. Это все добровольно.

Но надо отметить, что здесь детей не ограждают от тех мероприятий, которые проводятся на каникулах для всех остальных школ, ребята активно участвуют и в них. Если в прошлом году у родителей были по этому поводу опасения: а как быть с музыкальной школой, спортивной, то в этом даже не вставал вопрос. Все постепенно урегулировалось.

Мониторинг триместровой системы показал, что за первый триместр этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года пропущено на 978 уроков меньше, при том, что увеличилось число детей в школе.

– Когда-то мы были единственными на пятидневке. Потом на нее перешли все начальные классы, а в этом году многие школы района, и почувствовали, что значит на начало учебной недели прийти отдохнувшими и педагогам, и ребятам. Чисто психологические аспекты тоже оздоравливают. Целый день с семьей, с друзьями, да просто выехать куда-то на два дня, – убеждает меня Наталья Ломакина.

А я и так за эту систему обеими руками. Я знакома с ней, потому что так училась племянница в Москве, а теперь и моя дочь в Новосергиевской школе. На мой взгляд, самый большой плюс триместров – в равномерном распределении учебной нагрузки.

А еще, чтобы отвлечь детей от интернета, сотовых телефонов, в школе на них ввели запреты на время образовательного процесса – это тоже здоровое завтра. Решение об этом было принято на общешкольном родительском собрании.

Счастливый родитель

Тот, у кого ребенок успешен. Родители играют ключевую роль в жизни школы, и без них не принимается ни одно решение. Они осуществляют общественный контроль и проверяют количество света, качество воды и даже школьную форму. Поздравляют детей и учителей с Новым годом, участвуют в соревнованиях, субботниках. 

В общешкольном родительском комитете из 22 – половина пап. На каникулах есть классный день, и родители часто становятся его организаторами. Это и походы в кинотеатры, праздники в «Малышке». Например, родители нашего класса вместе с классным руководителем Н. В. Казеевой каждый год организовывают для детей прогулки на лыжах, катание на санках. В этом году было два зимних праздника.

Вызовы времени

Школа является экспериментальной, инновационной и стажировочной площадками. И учителя к этому относятся нормально. Конечно, сложно и времени не хватает.

Из разговора в учительской:

– Я в этом году ни одной разработки никуда не отправила, и чего-то уже не хватает.

Участие учителей школы в конкурсах различного уровня – самовыражение.

– Должно быть разумное сочетание передового и новаторского опыта учителя. Ведь что такое инновации? Это новые идеи, новые методы и приемы в организации и проведении учебно-воспитательного процесса. Все зависит от условий в данном конкретном случае, – поясняет еще один заместитель директора Юлия Мстиславская. – Я только недавно приехала с курсов, где преподаватель, доктор наук внедряла инновации – идею триместров, а наша школа так уже второй год работает, что методическую работу надо переводить из горизонтали в вертикаль, создавая не предметные методические объединения, а объединяться учителям разных предметов, работающим над одной проблемой. А у нас эта вертикаль еще с железнодорожной школы. Это практический опыт. Его подсказывает сама жизнь.

Учительская работа – это творческая работа. И здесь знают, как за стандартами образования увидеть личность.

– Мы должны соответствовать нашим ученикам, а поэтому не можем быть хуже, – считает Наталья Подшивалова. – Администрация школы тоже работает по-новому, получив образование по менеджменту и применив эти знания.

Здесь есть миссия, философия и стратегия. И увидев это, школе было предложено стать стажировочной площадкой. Это единственная сельская школа, остальные – городские. Педагоги школы читают лекции, проводят мастер-классы.

Интересны выводы Галины Белоусовой после финала конкурса в Москве:

– Во-первых, я неплохой учитель и у нас хорошие дети, во-вторых, после курсов, где преподавали ведущие педагоги нашей страны, я знаю, что администрация школы идет в правильном направлении, хотя нам тяжело. И, в-третьих, у нас замечательные родители.

А я на самом деле увидела, что школа обновляется и в управлении, и во внеурочной деятельности, и в учебном процессе, и во взаимодействии с родителями. Не потому, что этого требуют нормативно-правовые документы, это вызовы времени.

Фото: из архива школы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите слово или словосочетание и нажмите Ctrl+Enter.