f «Летучая мышь» вновь засияла на оренбургских подмостках
Доставляем новости, разбираем события
57,65
69,07
Региональное информационное агентство "Оренбуржье"| 25 сентября, понедельник
Оренбург, РИА «Оренбуржье»
,
Культура
17 апреля 2017, 16:42

«Летучая мышь» вновь засияла на оренбургских подмостках



Оренбургский театр музыкальной комедии представил долгожданную премьеру. Вновь на сцене театра – шедевр классического наследия, оперетта Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Постановку осуществил Денис Радченко, художник-постановщик – Светлана Ныч, дирижер-постановщик – Валерий Попов.

В качестве рецензии RIA56 предлагает своеобразное перекрестное мнение двух любителей жанра оперетты, один из которых будет поименован как СВОЙ (поклонник оренбургского театра, долгие годы следящий за его работами) и ЧУЖОЙ (любитель классической оперетты, который посетил спектакль нашего театра впервые). Их мнение о спектакле предлагается вашему вниманию.

СВОЙ: Наконец-то! В Оренбургский театр вернулась классическая венская оперетта. Не могу сказать, что «Летучая мышь» редко шла на наших подмостках. Даже в последнее десятилетие выходили постановки этого шедевра Штрауса-сына, например, в постановке Вячеслава Добровольского. Но, признаюсь честно, особенного впечатления тот спектакль не произвел. И когда я узнал, что новую постановку готовит Денис Радченко, то искренне порадовался за театр. Потому что, этот режиссер и актер одновременно (что не так уж часто встречается в оперетте), вызывает у меня огромную симпатию и уважение. Его постановки и актерские работы меня всегда впечатляли. И, поскольку в предшествующих премьере интервью Денис говорил, что спектакль будет поставлен в классических традициях с использованием либретто Н. Эрдмана и М. Вольпина, я ждал спектакля с нетерпением.

И ожидания мои оправдались. Спектакль получился ярким, праздничным, остроумным. Оркестр под руководством Валерия Попова звучал великолепно. А это ведь совсем нелегкая для исполнения музыка, только в одной увертюре звучит столько блистательных  тем, которые в дальнейшем найдут свое развитие в ткани спектакля, что исполнить это музыкальное волшебство могут только профессионалы высокого класса. И они в оренбургском театре есть, за что огромное спасибо дирижеру.

Далее – актерские работы. Они также хороши, тем более, что в спектакле есть что играть в драматическом плане, и есть что петь в плане вокальном. Обратимся сначала к женским партиям, ведь именно героини – богатая красавица Розалинда и её шустрая служанка Адель – являются главными движущими силами постановки. Сразу приношу свои извинения за то, что буду оценивать только один состав исполнителей.

Итак, в роли Розалинды, очаровательной хозяйки богатого дома, которая свято верит в то, что её муж Генрих не способен на измену, выступила прима нашего театра Светлана Алексеева. Сразу скажу, что с вокальной стороны претензий к ней нет никаких. Учитывая, что  эта партия весьма сложна, буквально на уровне оперного вокала, Алексеева справилась с ней безупречно. Актерски она также выполнила свою задачу, создав образ во многом наивной женщины, живущей в «розовых» очках святой веры в безгрешность своего супруга. Когда же эта вера оказывается сильно поколебленной, то возникает вторая Розалинда – обольстительная мстительница в сверкающем костюме «летучей мыши» на бале-маскараде.

Служанка Адель, мечтающая вместо фартука примерить на себя костюм театральной актрисы в труппе господина Фалька, являющегося другом хозяев дома, где она служит, предстала в исполнении Анастасии Горовацкой. Здесь остановлюсь и скажу несколько слов о превратностях театральной судьбы. Ведь изначально Настя пришла в театр в качестве балерины, и так бы и оставалась в этом качестве, если бы старшие товарищи не услышали, что у юной танцовщицы есть еще и неплохой голос. Учеба в институте искусств развила вокальный талант Насти, и теперь она с полным правом является солисткой-вокалисткой.  Адель в её исполнении – очаровательна. Она в равной степени хороша и как актриса, и как певица, а уж  в танце – так просто неподражаема.

Теперь об исполнителях мужских партий. Главный герой – Генрих Айзенштайн в исполнении Павла Бедарева являет собой типичного легкомысленного  господина, который, устав от преданной любви супруги, ищет развлечений на стороне. В знаменитой сцене обмана в первом действии, когда цепочка несуразностей в его рассказе о неудачной охоте, приобретает поистине катастрофический характер, Генрих в исполнении Бедарева умудряется не потерять своего лица как верного мужа, и только случайность позволяет Розалинде узнать правду о его похождениях. В сцене на балу Генрих в костюме пушистого кота полностью соответствует характеру персонажа. Его попытки приударить за прекрасной незнакомкой, в которой он упорно не узнает свою жену, вызывают в зале добрый смех и даже некоторое сочувствие.

Роль директора театра Фалька исполнил молодой артист Денис Дрючин. И, хотя по возрасту он несколько моложе своего героя, но артист вполне справился с ролью некоего провокатора для действий своего друга Генриха, направленных, в первую очередь, на поиски приключенийс целью не закиснуть в семейном болоте.

Еще один герой – Альфред, юный поклонник Розалинды, который так и не добился от нее ответных чувств. Эту роль исполнил молодой солист театра Александр Попов, недавно удостоенный главной губернаторской премии «Лучшая роль года» за главную роль в мюзикле «Дубровский». Так вот, с полной ответственностью говорю, что Попов – это новое яркое имя в оренбургском театре. И в плане драматической игры, и вокала он на высоте.

ЧУЖОЙ: после стольких дифирамбов мне трудно вступать в разговор о спектакле. Но, поскольку мой оппонент так искренне любит оренбургский театр и его актеров, что иногда не замечает очевидных недостатков, то мне, человеку со стороны, будет легче это сделать.

С чем, правда, соглашусь безоговорочно, так это с оценкой оркестра под руководством Валерия Попова. Оценка моя – четыре с плюсом, причем до полной пятерки рукой подать.

Теперь – сама постановка. Приятно, что на оренбургской сцене она идет с русским текстом Эрдмана и Вольпина. Лучшего, право же, у нас никто не придумал. Но что мне показалось странным, так это то, что в знаменитой сцене «вранья» про собаку Шульца по имени Эмма, текст, всегда вызывающий гомерический хохот зала, в этот раз прошел под обычное хихиканье, да и то, не на протяжении всей сцены. Текст устарел, скажете? Да ничуть – он неподвластен времени. Просто, на мой взгляд, у оренбургских артистов получилось все громко, шумно и не очень вразумительно. Неискушенный зритель просто не смог уловить нюансов этой почти детективной истории из-за, извините за тавтологию, отсутствия нюансов актерской игры. И вообще, складывалось впечатление, что мы смотрим старое-старое кино, с преувеличенно громкими диалогами, фронтальными жестами и полным отсутствие психологической работы актеров. Вы можете возразить – это же не психологическая драма, а оперетта, здесь все немного преувеличено, укрупнено. Да, но времена меняются, и даже в оперетте необходимы современные режиссерские тенденции. Вот помню, смотрел я «Летучую мышь» в Киевской оперетте в 1968 году…

СВОЙ: Э-э-э, батенька, вы еще вспомните довоенные постановки! Не о том, сейчас речь!

ЧУЖОЙ: прошу прощения, задумался. Давайте вернемся к сцене бала-маскарада у князя Орловского. Многие зрители удивились, увидев и услышав в партии русского мецената женщину, примадонну театра, Наталью Чепенкову. Не все знают о том, что изначально у Штрауса эта партия была написана для женского голоса, и, поскольку первоначальное либретто сильно отличалось от нынешнего, то в тексте Эрдмана появился русский князь Орловский, и для него был придуман вставной номер, знаменитая ария «Друзья мои, я очень рад, что вы пришли на маскарад…». Так вот, в постановке Дениса Радченко этой арии нет, а князь Орловский оказался женщиной, да еще в костюме змея-искусителя, при  первом появлении разбрасывающего райские яблоки направо и налево. Ассоциация довольно прямолинейная, но зато полностью отвечающая режиссерской концепции. И вообще, сцена на балу, на мой взгляд, самая удачная. Здесь все на своем месте: и солисты, и массовка.

Финал же спектакля, сцена в тюрьме, вновь вернула меня к старому кино. Уж извините…

СВОЙ: Нет, все-таки полезно иметь в собеседниках этакого критикана, как-то бодрит, не допускает самолюбования. Но если подводить итоги, то стоит сказать о том, что любой премьерный спектакль не имеет морального права на полноценную рецензию, потому что он только-только начинает жить и судить об актерских работах или режиссерском решении пока рано. Надо, чтобы постановка утвердилась, укрепилась, актеры привыкли к мизансценам. Все это впереди, а пока мы очень рады, что в репертуар нашей Музкомедии вернулась блистательная «Летучая мышь», и что Денис Радченко не испугался проблем и нестандартных решений и поставил настоящий спектакль-праздник.

1 комментарий
Текст дня
12:51 / 23.09.2017

В Оренбургской области в самом разгаре прививочная кампания. По последним данным, в регионе вакцинировано около 240 тысяч человек, среди них чуть более 90 тысяч – дети.

13:36 / 23.09.2017

В Оренбурге есть парк «Салют, Победа!», где среди прочих экспонатов находится муляж врытого в землю фашистского самолёта. Но германские крылатые машины никогда не долетали до Оренбурга. С другой стороны, единственный военный эпизод истории Оренбурга – осада его пугачёвцами – освещён крайне мало и односторонне, а практически – забыт.

11:23 / 21.09.2017

Оренбуржье отмечает важное событие – 85-летие скульптора Надежды Петиной, украсившей областной центр своими работами. Между тем почти семь лет в Оренбурге говорят о создании мемориального комплекса Гавриила и Надежды Петиных. Пока проект есть только на бумаге, а дом-мастерская Петиных на улице Комсомольской выставлен на продажу.

09:20 / 21.09.2017

Наград и премий за свою работу у Аллы Строиловой не счесть, но главной благодарностью для нее всегда были и остаются восторженные глаза ребят, бурные аплодисменты после каждого номера и…очередь на запись в «Щелкунчик» каждый сентябрь. 

12:35 / 20.09.2017

Губернатор Оренбургской области Юрий Берг попросил федеральные власти о зерновых интервенциях. В Кремле, Правительстве РФ и Минсельхозе на простьбу из региона пока не отреагировали, ранее в Москве заявляли о том, что интервенций пока не будет.

16:44 / 19.09.2017

Бежевая табличка на главном здании районной администрации в Новоорске Оренбургской области. Ничем не примечательна. Заметит ее, пожалуй, только внимательный прохожий. Заметит и удивится. Под ней замуровано послание, которому 49 лет. Из далекого 1968 года новоорчане написали в 2017.

Архив портала