Гребени обустроят под горнолыжный центр. Как это будет?

Под Оренбургом в Сакмарском районе продолжают вести работы на горе Гребени. Оренбургская достопримечательность претендует на туристический центр активного отдыха. Больше года территорию у подножия обустраивали, в этом сезоне работы велись на самом склоне. Планы у инвесторов масштабные. RIA56 оценил размах проекта и задал вопросы, которые вот уже несколько месяцев волнуют общественность, ведь гора — памятник природы.

Что будет?

Свой первый сезон в новом статусе Центр активного отдыха “Гребени” планирует начать в конце декабря. До этого времени здесь установят и запустят первый подъемник. Одновременно с ним начнут работать две трассы — самая протяженная (около 400 метров)  и учебная, также обустроят склон для тюбингов.

Всего на склоне за пять лет планируют запустить шесть трасс для скоростного спуска, в том числе учебную, сноуборд-парк и зону для фрирайда. У подножья развернут целый комплекс с кафе и хостелом, прокатом и парковками, дополнительной зоной услуг в виде домов для отдыха и катка. В праздничные и выходные дни часы работы комплекса продлят до 22.00, доступны вечерние катания.

проект Центра активного отдыха «Гребени»

Сегодня часть строений уже готова принять туристов и отдыхающих, ведутся организационные работы. Закуплены две снежные пушки, техника для выравнивания склона. Первый сезон работы базы станет показательным.

— С 80-х годов прошлого века здесь активно занимались горнолыжным спортом. Было много энтузиастов, которые мастерили подъемники, сами утаптывали снег, катались, ломали лыжи, гнули палки и это уже история, -рассказала PR-менеджер проекта Ирина Кеменева. — Самое главное сейчас, все эти воспоминания и ощущения привнести в настоящее.  У нас есть слоган — “Сохраним прошлое. Подарим будущее” и это не пустые слова. Мы собираемся вдохнуть в эту гору новую жизнь, чтобы она стала местом притяжения и силы для сотен людей.

В реализации проекта помогают все те же спортсмены-энтузиасты, которые много зим провели в Гребенях. Они консультируют, пробуют, собирают “пул” горнолыжников и сноубордистов, что для региона в принципе новшество.

Центр расположен всего в 12 километрах от Оренбурга. При отсутствии пробок сюда можно добраться за полчаса. Ближайший к городу горнолыжный комплекс расположен в Ташле — это почти 150 километров, дальше — Кувандык и Стерлитамак, а это больше 200 км.

 — Доступность Гребеней очевидна, плюс ко всему рядом железная дорога. Мы в перспективе рассматриваем такой вопрос, чтобы был прямой автобус, который бы работал по маршруту “Армада” — Гребени. Это будет существенная поддержка для тех, у кого нет автомобиля, — отметил заместитель главы Сакмарского района Виктор Плотников.

А что с памятником природы?

Гора Гребени является памятником природы регионального значения. У нее есть паспорт объекта и свои запреты на вмешательство. Вопросы о сохранении памятника очевидны, в Оренбургской области есть немало примеров разграбления и уничтожения объектов культурного наследия. Но здесь нас убеждают, что это совсем другая история.

 — Вопрос сохранения рельефов горы, ее покровов и всех свойств первостепенно прописан во всех документах, которыми сегодня располагают строители. Их первостепенная задача — не навредить, — подчеркивает главный инженер компании ООО “Триест” Ринат Тюлегенов.

Памятником природы Гребени считают с 1998  года, когда гору внесли в реестр по документам правительства Оренбургской области. Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений в 2015 году заключило со строителями ООО “Триест” так называемое “охранное обязательство”, согласно которому компания берет на себя обеспечение режима особой охранной зоны памятника природы, в соответствии с документами.

В августе этого года в природоохранную прокуратуру уже поступал запрос о законности вмешательства на территории памятника. Надзорное ведомство проводило проверку. По ее итогам известно буквально следующее:

“31 мая 2015 года получено положительное заключение на объект капитального строительства горнолыжной базы. 18 декабря 2017 года ООО “Триест” в администрации Сакмарского района получило разрешение на строительство объекта капитального строительства — канатную дорогу, которая предназначена для транспортировки лыжников. Выполненные работ не противоречат режиму использования памятника регионального значения гора Гребени.”

Документ подписан Оренбургским  природоохранным межрайонным прокурором Евгением Богуцким. Наличие всех разрешительных документов подтверждает и главный специалист по архитектуре и градостроительству Сакмарского района Елена Витик. Спортсмены со стажем здесь, скорее, недоумевают.

 — Я катался на многих горнолыжках страны и нигде не видел, чтобы горнолыжные комплексы нанесли урон или ущерб какой-то горе. Вы видите, что где сейчас прошла техника — выровнен весь склон, то есть проводится большая работа по выравниванию этих всех строительных манипуляций  — чернозем будет уложен и трава засеяна, чтобы восстановить то, что было, — говорит опытный горнолыжник Михаил Бакунович. — Большой урон может нанести только одно — если с той стороны горы начнут добывать камень — известняк, который добывали стихийно, и мы все это видим. Вот тогда гора будет сыпаться. А здесь ущерб в чем? — задает вопросы спортсмен со стажем.

«Нью-Гребени» или какие перспективы?

Будущее Гребеней как горнолыжного комплекса очень серьезно зависят от финансовых вложений инвесторов. Деньги, как известно, имеют свойство заканчиваться. Судя по тем объектам, которые скоро запустят в Гребенях — вложения капитальные и измеряются десятками миллионов.

В этом году, если удастся пройти все технические регламенты, комплекс начнет “разгоняться”. Заработает первый подъемник, который за час способен поднять на вершину чуть больше 1000 человек. БКД монтирует самарская компания “СКАДО”, он бугельного типа и австрийского производства.

Самая высокая точка Гребеней — всего 93 метра, максимальный наклон склона 75 градусов. Это совсем немного. Так, в Кувандыке это значение колеблется от 180 до 250 метров. Но здесь, под Оренбургом, в этом увидели ряд преимуществ.

Главная гордость — сам склон и его трассы. Так, к примеру, в проекте одна из самых комфортных учебных трасс в регионе — аккуратный, спокойный склон, угол наклона которого всего 13 градусов. Сейчас прорабатывается проект трассы для могула — это лыжный фристайл по бугристому склону и, кстати,  олимпийский вид спорта. Таких трасс в России единицы, потому что склон должен быть определенной длины и важен градус уклона.

В перспективе  —  детская спортивная школа. Набран штат инструкторов, которые будут работать на склонах в первый сезон. Дальше будут изучать спрос и смотреть на рентабельность.

По аналогии с бессмертными классиками оренбуржцы в сетях  уже окрестили стройку “Нью-Гребенями”. Имена тех, кто стоит за финансовой частью горнолыжного комплекса пока не разглашают. Группа предпринимателей, пожелала остаться неизвестными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите слово или словосочетание и нажмите Ctrl+Enter.