Налоги не должны идти мимо местной казны

В этом году исполняется десять лет со дня принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». О том, каковы его действенность и прак­тика применения, «Парламентской газете» рассказал председатель Законодательного собрания Оренбургской области ­Сергей Грачёв.

— Закон изначально содержал в себе как положительные, так и противоречивые нормы. Согласно им органы местного самоуправления должны были взять на себя решение всех социально-экономических проб­лем муниципальных образований. Предполагалось либо отменить не обеспеченные материальными и финансовыми ресурсами федеральные мандаты, либо выделить дополнительные средства на их исполнение.

Таким образом, в законе была заложена и сохранилась опасность перегрузки муниципальных образований государственными полномочиями. Ведь самоуправление становится недееспособным, если не хватает реальных властных полномочий или ресурсов для их исполнения. Как следствие, сегодня наблюдается снижение уровня доверия к власти. Причём именно к местной, которая по своей природе должна быть ближе всего к людям.

Поэтому совершенно очевидно, что необходимо законодательно определить оптимальный объём государственных полномочий, передаваемых муниципальным образованиям, убрать несвойственные органам местного самоуправления функции, чтобы не дискредитировать власть.

Об этом и о других проблемах шла речь на совместном заседании Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ Приволжского федерального округа и Окружного консультативного совета по развитию местного самоуправления. Впервые в таком формате под председательством полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича оно прошло 21 мая в Саранске.

Попытки «заштопать» в 131-м Федеральном законе его «узкие места» предпринимались и раньше, но не всегда удачно. В результате разграничение полномочий становилось менее чётким из-за вносимых в закон поправок, границы ответственности размазывались.

Например, содержание дорог: до околицы села — на средства поселения, а от околицы — на деньги муниципального района. Формально средства есть у всех, но из-за их извечного дефицита полномочия, по существу, не исполняются. Это происходит из-за того, что при определении территориальной организации муниципалитетов за основу брали численность населения, доступность для граждан органов местного самоуправления.

В итоге большая часть сельских поселений была сформирована без необходимой финансово-экономической базы. Во многих из них денег едва хватает только на заработную плату работникам муниципального образования, не говоря обо всём остальном.

Существующая налоговая система также не стимулирует территории к развитию, так как ориентирована на выравнивание бюджетов: крупнейшие налоги идут мимо местной казны. Следовательно, требуется дать муниципалитетам такие инструменты, которые будут реально стимулировать развитие территории, привлекать инвесторов, расширять налогооблагаемую базу.

Понимание такого системного подхода к решению проб­лем местного самоуправления есть и на уровне регионов, и у федерального Центра. Просто необходимо скоординировать действия федеральных органов власти и местного самоуправления, синхронизировать законодательство, привести его к общему знаменателю с учётом специфики регионов.

На заседании Ассоциации и Окружного консультативного совета по развитию местного самоуправления мы подготовили в адрес федеральных органов власти целый пакет предложений, в том числе по внесению изменений в 131-й Федеральный закон, Жилищный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях. Надеюсь, что голос регионов будет услышан.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите слово или словосочетание и нажмите Ctrl+Enter.