«Капитанская дочка» возвращается на сцену Оренбургской драмы

В Оренбургском областном драматическом театре подходит к концу репетиционный период возрожденного спектакля «Капитанская дочка». Постановку, как и 20 лет назад, осуществляет творческий союз в лице главного режиссера из Оренбурга Рифката Исрафилова и хореографа из Украины Олега Николаева. Спектакль 1999 года по общему признанию стал безусловным событием театральной жизни не только Оренбурга но и всего театрального пространства России. Но время идет, и событие, пусть даже очень яркое, устаревает и требует коренного ребрендинга. Потому и появится в нашем театре не восстановленый старый спектакль, а принципиально новая постановка.

Об этом, а также других секретах ожидаемой премьеры рассказали RIA56 руководители постановки – Рифкат Исрафилов и Олег Николаев, а также исполнитель роли Пугачева. заслуженный артист РФ Борис Круглов.

— Рифкат Векилович, почему Вы настаиваете на том, что нынешняя «Капитанская дочка» — это принципиально новая постановка, а не восстановление старого успешного спектакля?

— Да, именно новая. Ведь время неустанно движется вперед и диктует новые задачи, расставляет новые акценты. То, что казалось принципиально новым 20 лет назад, сейчас таковым уже не является. И зритель стал другим, сверяющим свою жизнь не по Пушкину, как раньше, а по различным гаджетам. Надо все это учитывать в новом варианте. Но я стремлюсь доказать, что основные качества человека не должны меняться. Долг, честь совесть – это жизнеобразующие понятия, они должны быть вечными. Потому, мы делаем спектакль, который должен быть понятен новому поколению.

— Кстати, о молодежи. Не так давно Вы с горечью отмечали крайне низкий культурно-образовательный уровень молодого поколения. Спроси сейчас, что это за «Капитанская дочка» такая, многие и не ответят. Несёт ли в себе новый спектакль и некую просветительскую функцию?

— Вы знаете, низкий уровень грамотности современной молодежи – это не только моя боль, а общая гуманитарная трагедия. Когда мы просим на вступительных экзаменах в институт искусств, назвать любимые произведения Пушкина, многие теряются и не могут этого сделать. Потому мы хотим напомнить им не просто словами лекций, и визуальными художественными образами, что в истории России было много ярких страниц, забывать о которых – грех. Вот хочу привести пример, почему я в свое время решил поставить спектакль по повести Васильева «А зори здесь тихие». Как-то, будучи в Москве, я стал свидетелем интервью, которое корреспондент одного зарубежного агентства брал у молодого российского парня. Так вот, там на вопрос «кто победил во второй мировой войне», парнишка промямлил – «да вроде американцы». Мне стало так обидно, что мгновенно пришло решение, рассказать о цене великой победы средствами театра. Так и с «Капитанской дочкой». Посмотрите, с одной стороны, это очень простое и ясное произведение, а с другой – оно таит в себе столько тайн, загадок и «вторых планов», что разгадывать его можно бесконечно. Но главное там заложено в самом начале – «Береги честь смолоду».

— В новой постановке участвуют актеры, игравшие в первом варианте 1999 года. Расскажите об этом.

— Многие зрители хорошо запомнили первых исполнителей главных ролей в той постановке. Была блестящая пара – комендант Белогорской крепости, капитан Миронов и его жена в исполнении Андрея Лещенко и Валентины Войтко. Саму Машу трепетно и нежно сыграла совсем юная тогда Мария Губанова. А в новом спектакле ей доверена роль матери, Василисы Егоровны. Такая вот преемственность. Роль капитана Миронова сыграет теперь Сергей Тыщенко. Так же интересно и с ролью Петруши Гринева, которую 20 лет назад сыграл Борис Круглов, исполняющий ныне роль Емельяна Пугачева. Знатокам будет интересно сравнить это исполнение с сыгравшим в первом спектакле Анатолием Бледным. Единственного по сути отрицательного героя, Швабрина, сыграл в свое время Олег Бажанов, а теперь Сергей Шахмуть. Вообще театралов ждет много любопытного, но еще раз подчеркну, вы увидите принципиально новую постановку, и сравнивать их желательно исключительно на художественном уровне.

— Несмотря на то, что повесть называется «Капитанская дочка», главным героем становится, помимо воли автора ( в этом признавался и сам Пушкин) Емельян Пугачев. Кто для вас этот человек – разбойник и убийца или народный герой?

— Знаете, ведь сам Александр Сергеевич признавался, что очень полюбил всех своих героев, а Пугачева, в первую очередь. Да, на нем много крови невинных жертв, но образ получился такой мощный и впечатляющий, что он невольно перетягивает на себя все симпатии читателей и зрителей. Мы стремились идти за Пушкиным.

Этот же вопрос был адресован и исполнителю роли Пугачева, Борису Круглову, на что был получен однозначный ответ:

— Пугачев для меня настоящий народный герой, ведь не зря же за ним пошли десятки тысяч крестьян из нескольких губерний, а также башкирское войско. Его главной целью были свобода и счастье народа. Он не знал, как этого достичь, и пользовался проверенными методами насилия. Но цель была благая.

— Емельяну Пугачеву на момент происходящих событий было всего 33 года, вам – значительно больше. Как Вы играете эту роль – с высоты собственных лет, или адаптируетесь под его возраст?

— Понимаете, в те годы жизнь текла по другим законам, и человек, которому за 30, это уже поживший и многоопытный персонаж. Тогдашние тридцать вполне равняются сегодняшним пятидесяти. Так что все нормально.

Соратником Рифката Исрафилова в постановке спектакля, как и двадцать лет назад, является хореограф Олег Николаев. Он хорошо знаком оренбуржцам по целому ряду других постановок. Его яркое хореографическое мышление давно стало украшением репертуара оренбургского театра. И на вопрос, — почему существует эта творческая дружба, Олег Викторович ответил:

— Оренбургский театр безумно любим мною уже двадцать с лишним лет. Это уникальный коллектив с уникальным руководителем. Они творчески неутомимы, постоянно находятся в пориске, не боятся сложных решений. Работать с ними – Одно удовольствие

Премьерные показы спектакль «Капитанская дочка» (12+) состоятся 27, 28 и 29 марта.