Спецпроект «Знатоки оренбургской нефтянки»

Что добывают из недр оренбургской земли вместе с «черным золотом»? Какие технологии нефтедобычи самые эффективные и безопасные? И почему для добычи в Оренбуржье не годятся традиционные способы?  

Почему добыча нефти в Оренбуржье – особенная?

В 30 километрах южнее Оренбурга, в бескрайних степях на границе Европы и Азии, находится одно из самых сложных и богатых ресурсами нефти и газа – Оренбургское нефтегазоконденсатное месторождение. Открытое в 1966 году, на тот момент оно было самым большим по объему запасов в Советском Союзе. Это событие открыло аграрному региону промышленное будущее и вывело страну в число крупнейших производителей нефти и газа. Но мало кто знает, сколько трудностей пришлось преодолеть первопроходцам, прежде чем производство приобрело современный вид.

Нефть «с характером»

Промышленная эксплуатация Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения началась в 1974 году, а его «нефтяной» жилы – Восточного участка – в 1993-м. И сразу же стало ясно, что месторождение уникально не только колоссальными запасами углеводородов, но и вызовами при их добыче.

Восточный участок Оренбургского месторождения – главный актив «Газпромнефть-Оренбурга». Его запасы составляют свыше 100 млн тонн нефти и порядка 66 млрд кубометров газа. 

Что же такого сложного в этом месторождении, так что на начальных порах остро вставал вопрос о рентабельности добычи нефти? Давайте разбираться вместе.

«Нефтяная» губка

Восточный участок (на профессиональном сленге нефтяников – Восточка) имеет сложное геологическое строение. Нефть здесь залегает в оторочке — прослойке между значительно большей по объему газовой «шапкой» и нижним водоносным слоем. Оторочка состоит из большого количества не связанных друг с другом нефтяных пропластков, которые, в свою очередь, содержат миллионы микротрещин, в которых как раз и находится углеводородное сырье. Это называется карбонатным коллектором. Представьте себе губку, насыщенную водой. Только вместо поролона здесь – твердая горная порода, насыщенная смесью воды, нефти и газа. Чтобы «выжать» такую губку, не годятся традиционные способы. И даже разработка высокотехнологичными «многоэтажными» скважинами, вскрывающими сразу несколько продуктивных пластов, не всегда дает желаемый эффект.

Карбонатный коллектор – тип нефтеносных пластов. Отличается сложной структурой вертикальной макро- и микротрещиноватости. В карбонатных коллекторах содержится до 50% мировых запасов нефти. Все они относятся к трудноизвлекаемым. 

Сегодня в арсенале нефтяников есть много технологий, помогающих повысить нефтеотдачу «неподдающихся» пород. Например, закачка в пласт под высоким давлением специального «расклинивающего» трещины в породе раствора, а затем – закрепляющего их в «открытом» состоянии реагента. Такой способ называется кислотным гидроразрывом пласта. В результате в породе формируются каналы, по которым нефть начинает поступать в скважину. Это продлевает жизненный цикл скважины в среднем на три-четыре года.

Чтобы не бурить новую скважину, когда приток все-таки падает, применяют метод зарезки дополнительных боковых стволов, что позволяет «дотянуться» до ранее не задействованных нефтеносных участков.

По прогнозам специалистов, «подземной кладовой» месторождения хватит еще как минимум на 60 лет, если подобрать к ней правильные «ключи».  

«Газировка» под землей

Но главная особенность актива – это высокий газовый фактор. Смесь растворенных в добываемой жидкости газообразных углеводородных соединений, которые выделяются в процессе добычи и подготовки нефти называется попутным нефтяным газом. 

Этот газ как побочный продукт нефтедобычи долгое время был серьезной экологической проблемой не только для Оренбуржья. «Газпромнефть-Оренбург» сумел обратить «газированность» нефти себе на пользу. Сегодня на предприятии газ больше не сжигают, а направляют на повышение эффективности добычи – теперь он «помогает» добывать нефть и сам по себе является ценным ресурсом.

Компания «Газпром нефть», приступившая к освоению Восточного участка в 2011 году, доказала, что добывать даже самую «трудную» нефть эффективно и безопасно – для природы и человека – возможно. Именно трудности освоения и подтолкнули нефтяников к поиску принципиально новых технологий и способов добычи. Одним из таких способов стал газлифт.

Газлифт – метод добычи нефти, основанный на эффекте подъема жидкости за счет энергии газа, смешанного с ней под давлением. 

Что будет, если хорошенько потрясти бутылку с газировкой? Примерно то же самое происходит и с жидкостью внутри скважины, в которую по специальной системе подается газ – столб жидкости «вырывается» на поверхность. Этот способ называется газлифтным. К слову, при этом давление в скважине составляет в среднем 100 атмосфер. Это в 50 раз больше, чем давление в автомобильном колесе.

Сегодня газлифт — основной и наиболее экономически эффективный способ добычи на Восточном участке. Газлифтным способом эксплуатируется около 400 скважин. Для этого построена сложная инфраструктура по подаче газлифтного газа в скважины. Но затраты на капитальное строительство с лихвой окупаются значительно более «дешевой» и экологичной, чем при других способах добычи, эксплуатацией. Используемый для подъема жидкости из скважин газ после сбора и компрессии можно использовать повторно.

 

100-процентная автоматизация

Раньше операторы вручную регулировали объемы подаваемого в каждую скважину газа, а теперь этот процесс полностью автоматизирован. Применяемая с 2017 года автоматизированная система управления и регулирования газлифтного газа (АСУРГ) позволяет управлять всем газлифтным парком дистанционно в режиме реального времени. Расход и давление закачиваемого в скважины газа поддерживается автоматически и выводится на экран диспетчера, который при необходимости может менять режимы подачи и полностью удаленно корректировать работу газлифтного модуля.

Энергетическое «самообслуживание»

А еще попутный нефтяной газ помогает обеспечивать производственные объекты «своей» электроэнергией. С 2013 года на предприятии реализуется программа по развитию собственной генерации – на месторождениях предприятия построены автономные газопоршневые электростанции, топливом для которых служит газ.

Сегодня такие электростанции полностью покрывают нужды Западной группы активов «Газпромнефть-Оренбурга» — Капитоновского и Царичанского+Филатовского и Балейкинского месторождений. Благодаря этому предприятию удается не только утилизировать немалые объемы попутного нефтяного газа, но и сэкономить на покупке электроэнергии с внешних сетей.

Газопоршневая электростанция — система генерации, созданная на основе газопоршневого двигателя, позволяющая преобразовывать внутреннюю энергию топлива (газа) в электрическую. 

Уникальные объекты для уникального сырья

Остающиеся даже при таком широком использовании «излишки» газа без вреда для окружающей среды по газопроводу транспортируются на Оренбургский газоперерабатывающий завод. Кстати, этот объект тоже уникален: его протяженность более 50 километров, пропускная способность — до 5,7 млрд кубометров в год.

Благодаря комплексному подходу к 2020 году «Газпромнефть-Оренбургу» удалось повысить уровень полезного использования попутного нефтяного газа до 98% на Восточном участке и сделать процесс добычи на крупнейшем месторождении региона максимально экологичным. Этому достижению способствовал запуск еще одного уникального объекта инфраструктуры – технологической линии №4, предназначенной для подготовки и транспортировки нефти и газа с месторождения. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Ответь на вопросы викторины, узнай самые главные вещи о нефтедобыче в Оренбуржье, и получи диплом знатока нефтянки!

УРОВЕНЬ 1

[ays_quiz id=’2′]