Проблемы в сфере ЖКХ – на общественном контроле
Актуальные проблемы в сфере ЖКХ рассмотрены на расширенном заседании комиссии по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территорий Общественной палаты Оренбургской области.
Для предметного обсуждения вопросов Палата пригласила за круглый стол представителей исполнительных органов, депутатского корпуса, банков, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, а также общественников, экспертов.
– В центре нашего внимания – реализация программы модернизации коммунальной инфраструктуры. Важным индикатором эффективности работы, а также чувствительной темой для жителей становится подготовка и проведение отопительного периода, – обратился к коллегам председатель профильной комиссии Общественной палаты Дмитрий Старков. — Для Оренбуржья, с учетом его климатических условий, готовность к зиме является не просто важной, а жизнеобеспечивающей. Главная задача — гарантировать стабильную работу инженерных систем, создать комфортные условия для жителей в холодный период. Вопрос находится на контроле Губернатора, в сфере внимания общественности. Участие на площадке Палаты компетентных, заинтересованных лиц поможет оценить реальное состояние объектов ЖКХ в регионе, снизить остроту имеющихся проблем.
В ходе мероприятия состоялся объективный анализ результатов запуска отопления. Обсуждены проблемные моменты. Рассмотрены меры по работе над ошибками, снижению социальной напряженности.
Как доложил начальник Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Евгений Федюкин, отопительный период проходит в штатном режиме. В этом году он готовился и принимался по новому приказу Минэнерго РФ № 2234. Документ помог объединить действия смежников, четко распределить обязанности ответственных сторон. Все 42 муниципальных образования региона получили паспорта готовности. Для обеспечения стабильного прохождения отопительного сезона на объектах теплоэнергетики сформирован резервный запас топлива. Для бесперебойной работы объектов жизнеобеспечения в период ликвидации аварийных ситуаций имеется 170 стационарных и 775 передвижных резервных источников электроснабжения.
На особом контроле обращения граждан. С начала отопительного сезона поступило 1356 обращений по отоплению (41% – Оренбург, 19% – Орск, 17% – Новотроицк). Большинство отработано в рамках профилактики. Организовано 14 внеплановых проверок с охватом 47 многоквартирных домов. Предусмотрены строгие меры к тем, кто не соблюдает установленные нормы и качество оказания услуг, – штрафные санкции, лишение лицензии.
В диалог о готовности организаций, устранении замечаний, обратной связи с населением включились представители городов региона: заместитель начальника Управления ЖКХ города Оренбурга Максим Лащ, член Общественной палаты Юрий Дубовченко (город Новотроицк), депутат Бузулукского городского Совета, директор ООО УК «Наш Дом» Надежда Маленкова.
Значимость межведомственного взаимодействия, системной работы подчеркнули генеральный директор ООО «Оренбург Водоканал» Алексей Мостовой, генеральный директор СРО Ассоциация «Объединение управляющих компаний многоквартирными домами» Дмитрий Жуков.
О том, что делается для обновления коммунальной инфраструктуры в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни», рассказала начальник управления жкх министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области Ольга Авдеева.
На активном участии в подготовке к отопительному сезону общественного совета при ГЖИ по Оренбургской области заострил внимание его председатель Виктор Занин. В ходе выездных и в режиме видеоконференции семинаров-совещаний с участием представителей УЖКХ, управляющих компаний, прокуратуры, органов местного самоуправления были освещены требования актуальных нормативно-правовых актов, обсуждены конкретные работы, сроки их выполнения. По мнению общественников, основными проблемами при подготовке объектов к зиме являются некачественное состояние внутридомового и инженерного оборудования, финансовые и организационные трудности. Отсутствие координации в межведомственном взаимодействии ресурсоснабжающих, обслуживающих организаций и органов местного самоуправления осложняет оперативное решение возникающих проблем. Негативно сказывается недостаточная осведомленность населения, отсутствие специального сайта с полной информацией.
«Все познается в сравнении, – подчеркнула Надежда Маленкова. – Мы помним сложное вхождение в отопительные сезоны прошлых лет, трудное получение муниципальными образованиями паспортов готовности. Это было связано с вопросами кадров, финансирования, накопившимися проблемами по износу сетей, которые быстро решить невозможно. Они решаются в области постепенно, поступательно, и эти перемены радуют. Однако нельзя сказать, что в целом мы достигли должного уровня подготовки к отопительному сезону всего жилищного фонда и других объектов ЖКХ. Мы только на первой ступени организованной подготовки. И это благодаря начавшему действовать с марта 2025 года приказу Минэнерго РФ № 2234. Новый документ вобрал в себя объем информации, связанной не только с системой теплоснабжения, но также подготовкой к прохождению зимнего периода всего многоквартирного дома (вентиляции, конструктивных элементов, инженерных систем и др.), а также закрепил персональную ответственность лиц, которые ставят подписи под определенными документами».
В ходе заседания были вскрыты трудности подготовительного периода в текущем году, связанные, в основном, с проблемами межведомственного взаимодействия. Резюмируя, участники заседания были единодушны: управляющим компаниям, ресурсникам, муниципалитетам друг без друга не обойтись. Они связаны единым технологическим процессом — от выработки тепла в котельной до батареи в каждой квартире. Контроль необходим на всех этапах – не чрезмерный, но своевременный и честный, ведь мы работаем на благо жителей и сами таковыми являемся. Паспорт готовности, полученный регионом своевременно, с небольшими замечаниями, стал результатом общей работы. Имеющиеся проблемы потребуют наращивания слаженности действий.
Участники мероприятия также рассмотрели вопрос, связанный со льготами для населения. Как пояснил Дмитрий Старков, в Общественную палату поступили обращения по поводу взимания с пенсионеров комиссии при оплате за услуги ЖКХ в пункте приема платежей. Профильной комиссией Палаты проведен мониторинг исполнения в городах региона распоряжения Правительства РФ от 27.04.2024 № 1059-р, утверждающего перечень льготников, направлены запросы в банки и управляющие компании. Проведенный анализ позволяет утверждать: механизм реализации данной правовой нормы не разработан, нет базы льготных категорий граждан, привлечение посредников способствует росту тарифов. В неравном положении оказались горожане и сельские жители: льгота недоступна сельчанам, оплачивающим коммунальные услуги по Почте России, взимающей комиссию со всех категорий граждан.
О том, как прорабатывается данный вопрос, доложили председатель Правления АО коммерческий банк «Оренбург» Белла Биктаева и начальник Управления «Безналичные решения» Оренбургского отделения ПАО «Сбербанк России» Виталий Суздалев. О направленной в Госдуму инициативе Челябинских законодателей по решению проблемы рассказал заместитель председателя комитета Законодательного Собрания Оренбургской области по собственности, природопользованию и строительству Валентин Купинов.
Участники заседания высказались за необходимость устранения имеющегося неравенства. В частности, предлагается вариант полной отмены комиссии на услуги ЖКХ, которая должная сопровождаться изменением договорных отношений между организациями ЖКХ, банками и платежными агентами. Решение проблемы снимет необходимость ведения базы данных льготной категории граждан, исключит самопроизвольную установку размеров комиссии для разных операторов по приему платежей, освободит льготников от сбора и предоставления множества документов.
Поблагодарив коллег за конструктивный диалог, Дмитрий Старков заверил:
— Прозвучавшие мнения и предложения будут обобщены и лягут в основу рекомендаций, которые Общественная палата направит заинтересованным ведомствам.
16+



