Школьный буллинг: Оренбургские эксперты говорили о профилактике травли детей

На площадке Общественной палаты Оренбургской области обсуждена тема профилактики травли в образовательных организациях.
Расширенное заседание комиссии ОП по вопросам образования, молодежной политики и добровольчества объединило за круглым столом экспертов Палаты, представителей исполнительных органов власти, педагогического сообщества, некоммерческого сектора.
– Вынесенный на повестку вопрос набирает актуальность и обоснованно вызывает тревогу и озабоченность общества. Речь идет о безопасности образовательной среды, о здоровье и психологическом благополучии детей, – обратился к коллегам председатель профильной комиссии ОП, профессор Оренбургского государственного педагогического университета Артур Аллагулов. – В соответствии с Конституцией РФ дети являются важнейшей ценностью государства и общества. Защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, является целью государственной политики в интересах детей и гарантируется федеральным законодательством. Указом Президента России утверждена Стратегия комплексной безопасности детей в РФ. Вопросы профилактики травли в образовательной среде включены в Концепцию развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего и среднего профессионального образования и план мероприятий по ее реализации, утвержденные Министром просвещения РФ. Но школьный буллинг остается реальностью.
Проведенный в сентябре 2024 года опрос ВЦИОМ показал, что 25% респондентов сами сталкивались с травлей в школе; у 19% опрошенных — их дети или внуки. По убеждению 84% респондентов, травля в школе – серьезная проблема, требующая обязательного разбирательства и помощи пострадавшему ученику. Как с этим явлением бороться эффективно? Как научить школьников выходить из конфликтных ситуаций без агрессии? Как в случаях проявления жестокости действовать грамотно, используя возможности, предоставляемые законом? Где получить профессиональную помощь?
— Совершенно очевидно, что нельзя замалчивать проблему, которая влечет серьезные последствия, оказывает негативное влияние на формирование общества, – подчеркнул Артур Аллагулов. — Предлагаем обсудить вопросы профилактической работы, роль педагогов и родителей, новые практики в работе с детьми «группы риска», правовые аспекты.
Ответственность за профилактику и предотвращение травли возложена на сферу образования. Как отметила начальник отдела министерства образования Оренбургской области Елена Жарко, руководители школ в большинстве случаев осознают серьезность проблемы буллинга. Алгоритмы действий известны и доводятся до сведения педагогов. Работа ведется на постоянной основе. Разрабатываются методические рекомендации, ведется просветительская работа с родителями. Школьные службы медиации в прошедшем учебном году действовали в 94% школ. Приняты меры по увеличению численности педагогов-психологов (число ставок возросло с 355 до 377). Действует региональный консультационный центр «Мы вместе». Регулярно проводятся тренинги, часы общения, беседы, ролевые игры, уроки поддержки. В полную силу работает областной родительский комитет. Идет поиск новых форм работы, проводятся выезды в образовательные организации, территории области.
Участники диалога отметили: сложность проблемы в отсутствии универсальных способов ее решения. Член комиссии ОП, Заслуженный учитель РФ Галина Левашова обратила внимание на другую сторону вопроса: нередко преподаватели по разным причинам не замечают или не хотят замечать травли среди подростков, из-за этого вовремя не оказывается необходимая поддержка жертвам, не проводится работа с обидчиками.
Травля начинает принимать новые формы, все чаще она происходит в интернете, и кибербуллинг создает новые проблемы. Директор средней общеобразовательной школы №34 г. Оренбурга Елена Капкова привела данные отчета Ростелеком за 2024 год: 98% российских подростков 12-17 лет регулярно выходят в интернет, где в среднем проводят более 6 часов. Личность подростка формируется с учетом цифрового пространства. Это место, где встречаются три острых, критических фактора: подростки, технологии и социальное взаимодействие, а значит, велика вероятность возникновения онлайн-проблем, одна из которых онлайн-травля или кибербуллинг – явление не менее разрушительное для личности, чем травля физическая и более затруднительное для изучения, выявления и контроля. Его специфика – анонимность, иллюзия безнаказанности агрессора, быстрое распространение контента, отсутствие временных и пространственных границ. Задача педагогов – выработать стратегию профилактики кибербуллинга, и цель такой работы — «нулевая терпимость» к нарушению прав и свобод подростков подростками. Педагог назвала практические шаги для педагогов по защите детей от травли, в том числе, проводить анонимные опросы, дать четкую установку «травля – вне закона»; создать атмосферу, где стыдно травить; принять кодекс антитравли; запустить «братство старших», превратить школу в центр просвещения и др. Нельзя ограничиваться плакатами «Мы против буллинга». Когда дети видят, что учитель не отмахивается от жалоб, а реально помогает – это и есть «нулевая терпимость». Школа должна быть территорией, где вместо осуждения скажут: «Я с тобой», где вместо равнодушия предложат план действий, а вместо пустых лозунгов реально пресекут травлю на корню. «Школьный буллинг – отражение проблем нашего общества, о которой надо говорить», – подчеркнула Елена Капкова.
Об основных угрозах психологической безопасности, формах психологического насилия, работе психологических служб рассказала педагог-психолог Нежинского лицея Оренбургского района Наталья Кошелева. Она представила структурную модель психологической безопасности образовательной среды, ее критерии, направления экспертизы.
В ходе заседания отмечено: проблема напрямую затрагивает не только непосредственных участников конфликта. Родители и педагоги играют ключевую роль в предупреждении жестокого обращения. Важно, чтобы они могли своевременно распознать признаки травли и действовали правильно. О деятельности областного родительского комитета доложила его председатель Елена Лупандина. Она рассказала, что вектор взаимодействия с родительским сообществом был определен региональным министерством образования. В апреле 2023 года создано Региональное сообщество «Оренбургский родитель» в соцсети ВКонтакте. В сообществе представлена актуальная информация по различным психолого-педагогическим проблемам, направленная на профилактику безопасного поведения учащихся, рассматриваются правовые аспекты профилактики буллинга, размещаются консультации специалистов. Реализуются проекты «Ответственное родительство», «Родительский университет», проводятся онлайн-форумы, конкурсы, марафоны, семинары. Расширяется география участников, подключаются российские регионы. Главным событием года стал I форум родительских комитетов, объединивший около 300 активных родителей, где ключевой темой стали вопросы психологического здоровья детей.
Наряду с воспитательными направлениями, большое внимание участники заседания уделили правовым аспектам профилактики травли в образовательных учреждениях. Об этом рассказала Уполномоченный по правам ребенка в Оренбургской области Анжелика Линькова.
По мнению заведующей кафедрой уголовного права Оренбургского государственного университета, доктора юридических наук Нонны Волосовой, которая много лет занимается данной темой, проблема связана с отсутствием законодательного понятия — что такое буллинг и кибербуллинг: «Должна быть юридическая определенность. Для этого необходимо принятие отдельного, самостоятельного закона, который бы говорил о предупреждении буллинга и кибербуллинга. Такой закон необходим, чтобы защитить потерпевшего. Пока же четкое законодательное регулирование отсутствует».
Проявляет неравнодушие к проблеме и стремится участвовать в ее решении некоммерческий сектор. Эксперт региональной молодежной общественной организации поддержки социально значимых инициатив «Навигатор» Александр Соколов представил опыт проектной работы, а также предложил вниманию фильм «Давай дружить» по профилактике травли среди подростков. «Задача педагогов — научить распознавать ситуацию, – подчеркнул Александр Соколов. – Ребенок должен знать: он не одинок. Есть те, к кому можно обратиться, кто поддержит».
«Обсуждение больной темы убеждает, что неразрешимой ее назвать нельзя, — обратился к коллегам член комиссии ОП Виталий Чаловский. – Прежде всего, очень важна позиция руководителя школы — это половина дела. Кроме того, это история доверительности ребенка к педагогу – и это тоже ключ к решению проблемы».
Подводя итог заседания, Артур Аллагулов отметил, что состоялся открытый и честный разговор:
– Мы подняли тему сложную, злободневную, игнорировать которую недопустимо. Благодарю вас за принципиальную позицию. Главное – не выявление фактов буллинга, а создание среды, в которой он не может укорениться. В этом мы единодушны.
Прозвучавшие мнения и предложения будут направлены в совет Общественной Палаты для дальнейшего рассмотрения и выработки рекомендаций профильным ведомствам.
Фото предоставлено ГКУ «Аппарат Общественной палаты Оренбургской области»
16+