Система электорального контроля готова к предстоящим выборам в Государственную думу 2026 года

Действующий при Общественной палате Оренбургской области региональный штаб по наблюдению за выборами ведет разностороннюю деятельность по обеспечению избирательных прав граждан.

Одной из основных в повестке штаба является экспертная работа.

Сегодня эксперты штаба комментируют итоговый доклад Ассоциации Независимый общественный мониторинг «Общественное наблюдение за выборами в единый день голосования 2025 года».

Ян Борисов, руководитель общественного штаба по наблюдению за выборами в Оренбургской области; член региональной Общественной палаты; кандидат юридических наук:

— Единый день голосования 2025 года подтвердил переход российского института общественного наблюдения на этап с качественно новым подходом к подготовке и обучению участников общественного мониторинга. Это основной вывод итогового доклада Ассоциации НОМ.

Реализация обучающей программы по подготовке наблюдателей данного электорального цикла осуществлялась Ассоциацией НОМ совместно с Общественной палатой Российской Федерации при поддержке Фонда президентских грантов. Система из десятков тысяч наблюдателей, координируемая через единые федеральные стандарты в сочетании с успешными региональными практиками, подтвердила способность гражданского общества к самоорганизации и эффективному контролю за процедурами непосредственной демократии.

В Оренбургской области Общественная палата подготовила 3 тыс. наблюдателей для всех избирательных участков по стандартам НОМ.  За 3 дня голосования наблюдатели передали в штаб 11700 информационных сообщений. Из них 3 в статусе «решенные проблемы» — все произошли в г.Орск и были связаны с неконструктивной позицией партии КПРФ (всего по стране 106 сообщений данного статуса и 37 рассылок недостоверной информации).

Инновационной особенностью ЕДГ 2025 года стала организация голосования на выборах высших должностных лиц на экстерриториальных избирательных участках в Москве, с использованием комплексов электронного голосования. В столице были организованы 14 таких участков для голосования жителей 19 субъектов, в том числе Оренбургской области. Инновационная практика организации экстерриториальных участков создала важный прецедент для развития избирательной системы в условиях растущей мобильности населения.

Евгений Цибарт, заместитель руководителя общественного штаба по наблюдению за выборами в Оренбургской области; член региональной Общественной палаты; кандидат юридических наук:

— Результаты общественного контроля в ЕДГ-2025 в Оренбургской области получили положительную оценку, это отмечено членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председателем ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Александром Бродом.

В пользу общественного контроля говорит выявление и оперативное разрешение острых вопросов в ходе выборов. В частности, были выявлены такие нарушения, как опломбирование урн для голосования наблюдателями от политических партий, скрытая установка камер видеонаблюдения наблюдателями зарегистрированных кандидатов. Эти нарушения в основном связаны с отсутствием достаточных знаний по вопросам избирательного права и процесса и не смогли повлиять на результаты выборов. Поэтому логичным выглядит опрос ВЦИОМ по результатам выборов: 58% населения высказали полное доверие к результатам и 22% отметили наличие незначительных нарушений, которые не могут повлиять на результаты выборов. Как справедливо отметил Александр Брод, «на уровень доверия повлияла и масштабная система общественного наблюдения, развернутая в каждом регионе, где проводились выборы в ЕДГ».

Мы констатируем, что организованный Общественной палатой Оренбургской области общественный контроль позволил прозрачно провести выборы и сделать уверенный задел для предстоящих в 2026 году выборов в  Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации и Законодательное собрание Оренбургской области.

Сергей Любичанковский, член штаба; доктор исторических наук, профессор ОГПУ:

Прошедшие выборы наглядно показали: устойчивость российской избирательной системы зиждется на прочности ее региональных основ. Оренбуржье выступило площадкой, где сошлись ключевые тренды: массовое наблюдение, адаптация к новым технологиям, работа с электоральной активностью. Регион вошел в число 12 субъектов РФ, куда в дни голосования выехали члены Рабочей группы по мониторингу избирательных прав граждан Совета при Президенте, и это показатель доверия к местным организационным процедурам.

Оренбургская область стала одним из 19 субъектов РФ, чьи жители, временно находящиеся в Москве, получили уникальную возможность проголосовать на экстерриториальных участках. Для нашего региона, с развитыми экономическими и человеческими связями со столицей, это был важный прецедент, позволивший обеспечить избирательные права граждан, оказавшихся в день выборов вдали от дома.

Показателен полученный опыт работы с нестандартными ситуациями. В докладе отмечен инцидент на УИК №1310. Эпизод, где незаконные действия были быстро пресечены сотрудниками полиции, продемонстрировал слаженность взаимодействия между наблюдателями, избирательными комиссиями и правоохранительными органами. Он же подтвердил: система общественного контроля способна не только фиксировать процедурные недочеты, но и эффективно противостоять прямым попыткам дестабилизации работы комиссий.

Таким образом, Оренбургская область в ЕДГ-2025 одновременно оказалась в фокусе федерального мониторинга, стала бенефициаром межрегиональных технологических решений для своих избирателей и продемонстрировала готовность инфраструктуры наблюдения к оперативному и эффективному реагированию на сложные вызовы. Опыт является ценным активом и прочным фундаментом для подготовки к следующему крупному федеральному электоральному циклу.

Вместе с тем, нельзя не отметить прозвучавшие в публичном поле, в том числе на организованном Общественной палатой региона итоговом заседании, указания со стороны Нурлана Мунжасарова (КПРФ) и Оксаны Набатчиковой (Справедливая Россия) на  ряд моментов в организации процедуры голосования. С нашей точки зрения, они нуждаются в серьезной проработке по существу поставленных вопросов. Уверен, что область, ее власти и ее жители в этом заинтересованы.

Рустам Шаймуллин, член штаба; кандидат юридических наук, доцент ОГУ:

— Эксперты Ассоциации НОМ представили на пресс-брифинге в Международном информационном агентстве «Россия сегодня» итоги наблюдения за выборами – 2025, а также лучшие региональные практики по мониторингу кампаний.

Прокомментированы свежие данные ВЦИОМ, согласно которым большинство (58%) россиян доверяют результатам прошедших выборов, при этом из числа тех, кто регулярно участвует в голосовании или стремится к этому, уровень доверия достигает 68%. Отмечено, что высокий уровень доверия к прошедшим выборам – ожидаемый результат большой работы избирательных комиссий по организации доступной и безопасной среды для голосования, созданию удобных форм волеизъявления, фактически охватывающих все категории избирателей.

Также важным фактором, повлиявшим на уровень доверия, стала масштабная система общественного наблюдения, развернутая в каждом регионе, где проводились выборы в ЕДГ.

Выборы прошли в полном соответствии с законодательством РФ.

Одним из ключевых звеньев инфраструктуры общественного наблюдения стали региональные общественные штабы. Так, в Оренбургской области эксперты штаба занимались подготовкой наблюдателей, координацией их работы в дни выборов, публичной оценкой всех этапов кампаний и оперативным реагированием на возникающие ситуации, проявляя при этом независимую, нейтральную, без политических предпочтений профессиональную позицию. Современные практики помогли вовлечь граждан в наблюдение за выборами и усилить общественный контроль,

На досрочных выборах Губернатора Оренбургской области можно было проголосовать в Москве, где были образованы экстерриториальные избирательные участки. Видеоотчеты показали, что наши земляки активно пользовались этими участками в ЕДГ. Данная инновационная практика убедительно свидетельствует о развитии избирательной системы в условиях растущей мобильности граждан.

По итогам прошедших выборов предлагается организовать широкое экспертное обсуждение практики применения технологий искусственного интеллекта и нейросетей в избирательном процессе и, при необходимости, выработку консолидированной позиции о целесообразности правового регулирования их применения в избирательном процессе.

В общем, отметили эксперты НОМ, ЕДГ-2025 продемонстрировал высокий уровень организации общественного контроля, эффективность инновационных технологий мониторинга избирательного процесса и зрелость российской системы общественного контроля за выборами. Создан надежный, крепкий фундамент для обеспечения высоких стандартов наблюдения за предстоящими в 2026 году выборами в Государственную думу Российской Федерации.

Фото: Общественная палата

16+