Елена Шмелева предложила создать новую модель аспирантуры
Для того, чтобы молодые ученые получили возможность реализоваться и свободно проводить исследования, нужно создать новую модель аспирантуры, считает руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева. Изменения в законодательстве позволят аспиранту сосредоточиться на подготовке своей научной работы.
— Новая модель должна предполагать более высокую мобильность ученых — как внутри России, так и международную. Новые федеральные государственные требования, при нашем участии в их разработке, должны дать возможность реализовывать программы аспирантуры несколькими научными, образовательными организациями. Это повысит интерес молодежи к научной деятельности,- отметила Елена Шмелева на встрече с молодыми учеными Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» в Санкт-Петербурге.
Из-за жестких требований лишь 9% аспирантов защищают диссертацию вовремя. Некоторые стандарты не дают возможности сосредоточиться на научном исследовании. А ведь на студентах лежит и другая нагрузка, в том числе педагогическая и учебная. Выходит, что они мешают развиваться науке и реализовываться молодым ученым.
— С 2012 года почти в полтора раза сократилось количество научных организаций, которые готовят аспирантов. Причем это произошло в том числе за счет организаций, где проводятся значимые научные исследования. Жесткие требования, установленные федеральными государственными образовательными стандартами, зачастую неприменимы к научным организациям. Двойная регламентация аспирантуры через лицензирование и аккредитацию сыграла плохую роль,- сообщила Шмелева.
Исправить ситуацию должны изменения в законе «Об образовании», которые вступили в силу с 1 сентября. Теперь программы аспирантуры не будут больше проходить аккредитацию, а вместо ФГОС разрабатываются федеральные государственные требования.
— Мы поддерживаем предложения руководителя образовательного центра «Сириус» Елены Шмелевой о необходимости внесения изменений в российское законодательство с целью создания новой эффективной модели аспирантуры. Разработка федеральных государственных требований, в соответствии с которыми будут реализовываться «новые» программы аспирантуры, требует активного участия всей научной и образовательной общественности страны. В учебном плане необходимо увеличить удельный вес научно-исследовательской работы. У аспирантов должно быть достаточно времени на оформление диссертации и подготовку к защите,- сказала кандидат педагогических наук, доцент, заведующий отделом докторантуры и аспирантуры ОГУ Екатерина Ваншина.
В настоящее время в аспирантуре Оренбургского государственного университета по 21 научному направлению обучается 151 человек, из них 99 аспирантов-очников и 52 аспиранта-заочника.
Также руководитель образовательного центра «Сириус» предложила изменить порядок проведения конкурсов на научные исследования. Ученым в сжатые сроки приходится выполнять и исследовательскую работу, и огромную бумажную работу для отчетов. Снижение бюрократической нагрузки повысит эффективность их основной, научной деятельности.