Мода меняется, но оренбургский пуховый платок остается
Общественники и эксперты обсудили вопрос «Состояние и перспективы пуховязального производства в Оренбуржье».
Местом заседания комиссии Общественной палаты Оренбуржья по вопросам культуры и сохранению культурного наследия стал Областной музей изобразительных искусств.
— Всемирно известный промысел «Оренбургский пуховый платок» существует в нашем крае с XVIII века. Таких теплых и тонких ажурных платков нет нигде в мире. Наш платок по праву считается визитной карточкой региона. Это также часть культуры России. В то же время, в развитии промысла есть определенные проблемы, их предстоит обсудить. Нынешний год, объявленный Годом народного искусства и сохранения культурного наследия, требует особого внимания к вопросу, — отметил председатель комиссии Борис Хавторин.
О состоянии и перспективах пуховязального производства рассказала заведующая Галереей «Оренбургский пуховый платок», член общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов» Ирина Бушухина.
— Галерее десять лет, она является отделом областного музея изобразительных искусств. Музеем собрана уникальная коллекция рукотворных произведений разных лет, в ней более 500 платков. Это золотой фонд нашего пуховязания. За каждым платком стоит его история, конкретный человек. Промысел живет уже триста лет. Мода меняется, но оренбургский пуховый платок остается. Значит, он заслужил право на такое долгое существование в женском гардеробе. Это феномен, которым обладает оренбургская земля, — подчеркнула искусствовед.
Как и много лет назад, все операции по изготовлению платка выполняются вручную. Пуховязальщицам не нужны рисунки и схемы – все отточено и отработано поколениями мастериц. На основе традиционных узорных элементов они каждый раз создают неповторимое произведение – платок, который проходит сквозь обручальное кольцо.
Продвижению промысла способствует активная выставочная деятельность Галереи. В настоящее время, в рамках Года, посвященного культурному наследию народов России, работает выставка «ХХ век в платке». Представлены фотографии женщин и детей разных лет, охватывающие страну от Архангельска до Владивостока. Это наша история, наш богатый опыт.
— Однако Галерея – это выставочное пространство. Наши выставки побывали во многих российских городах, многих странах. Сегодня мы хотим создать общественное мнение по поводу организации в Оренбурге музея оренбургского пухового платка, — обратилась к общественникам Ирина Бушухина.
Искусствовед также обратила внимание на проблемы пуховязального производства. Серьезный урон нанесен в 1986 году — в Оренбуржье был закрыт комбинат ручного производства, который давал работу мастерицам-надомницам, сдававшим свою продукцию государству. Тогда 8 тысяч потомственных вязальщиц остались без работы. Нарушилась система, где девочкам передавали свое искусство матери, бабушки. Нужно было сохранять очаги пуховязания. Родился стихийный рынок. Важным центром стал Саракташский район.
Ирина Бушухина рассказала о ведущих компаниях, которые сегодня сохраняют традиции промысла, имеющего народные, казачьи корни. Это ЗАО «Фабрика Оренбургских пуховых платков», компания «ОренбургШаль», ООО «Оренбургские пуховницы». Они чтят традиции, умело работают с пухом, орнаментом, сохраняют технологии всех этапов производства, не допускают в свою сферу контрафакт. Их платки становятся украшением любой выставки.
В день Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября, в Оренбуржье проводится акция «В Покров день платок надень» — как дань уважения своей малой родине, а также акция «Родился оренбуржец» — всем родившимся в этот день оренбуржцам дарятся пуховые покрывальца.
Ирина Бушухина обратила внимание общественников: пуховые платки – это подлинный символ дружбы. Их вяжут люди разных национальностей, живущие на оренбургской земле, – русские, украинцы, белорусы, татары, немцы… Важная задача — развивать бесценный промысел, поддерживать статус оренбургских вязальщиц, сохранять преемственность.
— Народное искусство – неиссякаемый источник, питающий профессионалов в любой сфере, — заключила эксперт.
Участникам заседания были продемонстрированы образцы из коллекции пуховых платков разных времен, рассказана их история.
В обсуждении вопроса приняли участие специалисты пуховязального производства. Представители компании «ОренбургШаль» в Саракташе Андрей Уваров и Николай Захаров подняли вопросы ручного труда пуховязальщиц, обучения молодых мастериц. Одна из сложных, губительных для промысла – проблема контрафактной продукции. Потребитель не может самостоятельно разглядеть подделку. Необходимо привлечь внимание общества к данной проблеме, организовать обсуждение. Репутация промысла не должна страдать. Еще одна проблема, требующая внимания, — сохранение особых, ценных пород пуховых коз, обеспечивающих производство качественным сырьем. Актуален и кадровый вопрос. Средний возраст вязальщиц – около 65 лет. Молодых можно пересчитать по пальцам. Нельзя допустить, чтобы случилась точка невозврата. Промысел должен жить и развиваться. Эта позиция горячо поддержана общественниками.
Подводя итог заседанию, Борис Хавторин подчеркнул значимость участия общественности в сохранении культурного наследия народов страны.
— Оренбургский пуховый платок – узнаваемый символ нашего региона. Не случайно он стал важным элементом дизайна проекта реконструкции аэропорта имени Ю. А. Гагарина Оренбурга. Оренбургский платок стал понятием нарицательным, маркой самобытности и качества — как вологодское кружево, дымковская игрушка, хохломская роспись, тульский пряник. Это достояние Оренбуржья, достояние России, — сказал он.
По итогам заседания разработаны предложения, которые будут направлены правительству Оренбургской области, а также профильным региональным ведомствам.