Общественная палата Оренбуржья обсудила вопросы подготовки объектов ЖКХ к зиме

В Общественной палате Оренбургской области обсудили вопросы подготовки объектов ЖКХ и социальной сферы к работе в осенне-зимний период 2024-2025 годов.

Мероприятие в формате «круглого стола» провел председатель комиссии Общественной палаты по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территорий Дмитрий Старков. Участие приняли члены профильной комиссии, представители регионального министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства и транспорта; подведомственных организаций; Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области и общественного совета при ГЖИ, надзорных органов.

Как подчеркнул Дмитрий Старков, вынесенный на повестку вопрос — один из самых насущны.

— Людей особо волнуют вопросы благоустройства, комфортности и безопасности жилья. Они во многом определяют качество жизни граждан. А подготовка к зиме для Оренбуржья является не просто важной, но жизнеобеспечивающей, поскольку климатические особенности региона характеризуются резкими перепадами температур и достаточно суровыми зимами, со смещением на восток области. Наш разговор с заинтересованными участниками организован для выявления реального состояния объектов ЖКХ в регионе, поиска решений и снятия роста социального напряжения.

О подготовке объектов ЖКХ к отопительному сезону, острых проблемах и мерах по их решению доложила член профильной комиссии Общественной палаты Надежда Маленкова.

Она напомнила: 16 октября Президент России Владимир Путин провел совещание с Правительством РФ на тему подготовки инфраструктуры ЖКХ к зимнему сезону, где были определены стратегические направления дальнейшей работы. Актуальность проблем в данной сфере подчеркнута главой Минстроя РФ Иреком Файзуллиным, назвавшим основной причиной аварийности в ЖКХ ветхость инфраструктуры. Согласно приведенным им данным, общий износ сетей составляет порядка 40%. По оценкам отраслевых специалистов, в некоторых регионах износ сетей превышает 80%. Так, в Оренбуржье, в некоторых муниципалитетах износ по тепловым сетям достигает 70%, а по сетям холодного водоснабжения до 90%. Это означает высокую вероятность серии коммунальных коллапсов в предстоящий зимний сезон.

Помимо высокого износа объектов коммунальной инфраструктуры, в Оренбуржье основными проблемами являются отсутствие достаточного финансирования для проведения модернизации и капитального ремонта, низкие тарифы на водоснабжение и водоотведение, изношенность жилищного фонда, несвоевременное проведение текущих ремонтов, дефицит кадров, низкие заработные платы сотрудников отрасли, отсутствие должной активности ответственных лиц на местах.

В целях реализации государственной программы «Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Оренбургской области» принята и реализуется региональная программа «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры на территории Оренбургской области в 2023-2027гг.», утвержденная постановлением областного Правительства.

Для детального изучения информации, Общественной палатой были подготовлены и направлены запросы в органы местного самоуправления, ГЖИ по Оренбургской области, областную прокуратуру. Так, запросы в муниципалитеты касались количества объектов жилищного фонда и объектов соцкультбыта, степени их готовности к предстоящему зимнему периоду, участия в региональной программе, а также возникающих проблем и дальнейшей потребности в модернизации объектов ЖКХ. В ГЖИ и прокуратуре были запрошены сведения о поступивших жалобах от населения по вопросам отопления за октябрь текущего года.

Полученные данные позволяют отметить положительные моменты в части готовности к зиме, участия в региональной программе, проведенной большой работе по сбору данных о потребностях в дальнейших мероприятиях. Вместе с тем, стоит отметить и проблемы. Например, в 2023-2024гг. по разным причинам не участвуют в региональной программе модернизации более трети муниципалитетов – это достаточно тревожный показатель. Предоставленный в ряде ответов количественный показатель проведенных капремонтов является недостаточным и не позволяет говорить о полном обновлении объектов ЖКХ и безаварийном их функционировании в будущем. Некоторые дома не имеют ни управляющей организации, ни иных способов управления или обслуживания, что означает высокие риски аварийности. Тарифы на коммунальные ресурсы не позволяют лицам, ответственным за их эксплуатацию, проводить восстановительные ремонты.

Участники заседания обсудили работу по укреплению коммунальной инфраструктуры: ремонту коммунальных сетей, реконструкции котельных, замене водонапорных башен, приобретению коммунальной техники, а также работу в рамках инициативного бюджетирования. Не остались в сторонне проблемные вопросы, касаемые получения муниципалитетами «паспортов готовности», аварийных и «бесхозяйных» объектов, исполнительской дисциплины, поступающих жалоб. Особое внимание – состоянию дел в Орске, пострадавшем от паводка.

С видением проблем и предложениями по их решению выступили начальник отдела коммунальной инфраструктуры управления ЖКХ регионального минстроя Ольга Авдеева; прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и экологии Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Оренбургской области Амина Аминова; начальник Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Сергей Климонтов, председатель общественного  совета при ГЖИ Виктор Занин, главный инженер ООО «Оренбург Водоканал» Дмитрий Стрельцов.

Прозвучали конкретные предложения от комиссии Общественной палаты. В частности, в связи с большим износом объектов коммунальной инфраструктуры, предложено рекомендовать региональному минстрою при реализации региональной программы более детально изучать фактическую потребность муниципалитетов в проведении капремонтов, охватывая большее количество населенных пунктов, а также решить вопрос с увеличением финансирования данной программы на федеральном и региональном уровнях. Предложено также выйти с законодательной инициативой по созданию на территории муниципальных образований гарантирующей управляющей организации для решения проблемы брошенных и аварийных домов. Распространение такой практики в дальнейшем стало бы альтернативой управляющим организациям, недобросовестно исполняющим свои обязательства. Есть смысл, по мнению общественников, в регулярных (ежемесячных) заслушиваниях на аппаратных совещаниях органов местного самоуправления ответственных лиц ресурсоснабжающих, управляющих и других организаций — по безаварийному прохождению зимнего периода на вверенной им территории.

Подчеркнуто, что вопросы прорабатываются и решаются на государственном уровне. До 2030 года в рамках реализации госпрограммы выделено 4,5 млрд. рублей на обновление инфраструктуры, причем приоритет отдан не точечным, а комплексным ремонтам.

Рекомендации, выработанные с учетом всех мнений и предложений, Общественная палата Оренбургской области направит в органы региональной власти, заинтересованным ведомствам.

Фото: ГКУ «Аппарат Общественной палаты Оренбургской области»

12+