Общественники Оренбуржья обсудили вопросы профессионального становления молодого педагога

В канун профессионального праздника педагогического сообщества состоялось совместное заседание комиссии Общественной палаты Оренбургской области по вопросам образования, молодежной политики, добровольчества и Комиссии Общественной палаты РФ по развитию высшего образования и науки.

Мероприятие, объединившее в очном формате и режиме видеоконференцсвязи общественников, экспертов, представителей высшего и среднего профессионального педагогического образования, а также молодых учителей и магистрантов, провела заместитель председателя региональной Общественной палаты, член ОП РФ Ольга Сальдаева.

Тему «Учитель и общество» региональная Палата всегда обозначала как знаковую, ключевую. Не первый год мы реализуем проект с таким названием, вынося на широкое обсуждение вопросы, волнующие общество, — подчеркнула Ольга Сальдаева. —  Сегодня в центре внимания – проблемы становления молодого педагога. Современные школы ждут молодых, инициативных, творческих учителей, лидеров, готовых работать по-новому.  Не секрет, что любой специалист, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения из-за отсутствия практического опыта. Получение образования не гарантирует успеха начинающему учителю.

Вопросы профессионального становления молодых педагогов чаще всего поднимаются и обсуждаются в фокусе недостатков: не умеют, не знают, не применяют, не хотят. Потому и уходят из школы. Необходимо кардинально менять ситуацию и, прежде всего, понять: какие они, современные молодые педагоги? Что переживают в период вхождения в педагогическую профессию? Как помочь им преодолеть нелегкий путь от теории к практике?

— Считаю, что для закрепления в профессии молодых педагогов необходимо адресно выстраивать работу с ними на всех этапах профессионализации, — высказала позицию Ольга Сальдаева, приглашая коллег к дискуссии.

Ежегодно педагогическое сообщество Оренбургской области пополняется молодыми кадрами. В 2024 году успешно завершил обучение в профессиональных образовательных организациях 1931 выпускник. Из них получили высшее образование 1026 человек, среднее профессиональное – 905. На работу в образовательные организации области в 2024 году прибыли 486 человек.

Участники диалога были единодушны в озабоченности ситуацией.

— В Оренбуржье проводится большая профориентационная работа, профессия учителя активно популяризируется, и в этом плане есть очень хорошие наработки. Тем не менее, по-прежнему актуальна нехватка учителей. Нет ни одной образовательной организации, где ни была бы открыта вакансия, — констатировал председатель профильной комиссии ОП Оренбургской области, заведующий кафедрой педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, профессор, доктор педагогических наук, председатель общественного совета при региональном министерстве образования Артур Аллагулов. – Почему молодые учителя уходят из профессии? Безусловно, важна финансовая составляющая. Не менее важно, какие условия создаются в школах для начинающих коллег. Сказывается отсутствие необходимой поддержки.

О принимаемых мерах доложил первый проректор Оренбургского государственного педагогического университета Сергей Рябцов. Он осветил вопросы организации педагогической практики, участия в педагогическом процессе студентов старших курсов, целевого обучения, реализации проекта «Земский учитель».

Директор ГАУ ДПО «Институт развития образования Оренбургской области» Светлана Крупина обратила внимание, что в процессе получения высшего и среднего профессионального педагогического образования будущие учителя активно вовлекаются в практику, и сказать, что у студентов нет представления о школьной жизни, нельзя. Значит, причины разочарований иные. Может быть, срабатывает теория поколений, ценности у которых не всегда совпадают, и новичкам сложно вписаться в сложившийся взрослый коллектив. Сказываются несовершенства законодательства, связанные со статусом молодого специалиста, что негативно влияет на оплату труда, компенсационные выплаты. И хотя в отдельных муниципальных образованиях правовые коллизии точечно решаются (например, Гайском городском округе), в целом вопрос требует правильного, справедливого подхода.    

Молодой учитель английского языка школы №78 Оренбурга Гульнара Бахтиярова рассказала о первом опыте работы, поделилась своим видением проблем. В школе она работает четвертый год, приступила к педагогической деятельности на 5 курсе. Ее нагрузка — 36 часов в неделю, рабочая суббота, неоптимальное расписание. Молодая учительница уже говорит о проблеме эмоционального выгорания, вызванной перегрузками, стрессами, высокими требованиями, большим кругом обязанностей, а также дефицитом свободного времени, необходимого для саморазвития. Она подтвердила, что педагоги, которые решили расстаться с профессией, называют главными причинами неудовлетворенность условиями труда, низкую зарплату. В то же время, Гульнара Бахтиярова обратила внимание на неоспоримые плюсы в работе педагога.

— Залогом желания идти на работу становятся дети. Хороших учеников много, и они дарят позитив. А молодые педагоги лучше понимают ребят, ведь они сами недавно расстались со школьной жизнью.

Профессор кафедры педагогики и менеджмента Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор Елена Ганаева отметила, что выступление молодого коллеги вызывает не только сочувствие, но и оптимизм, а также заставляет о многом задуматься. По мнению ученого, в работе молодых учителей имеет существенное место проблема коммуникации – неумение общаться с родителями, коллегами. «Не все молодые педагоги пользуются предоставленными возможностями в плане методической поддержки, а также наставничества, — подчеркнула Елена Аркадьевна. – К сожалению, исследования, проведенные в ОГПУ в рамках проекта «Наставничество», показали недостаточную взаимную готовность сторон к совместной работе. Мы пытаемся ее разрешить. Работает программа повышения квалификации. Организована точечная консультативная помощь образовательным организациям, в том числе по работе с молодыми педагогами».

Проблема наставничества вызвала живое обсуждение. Как отметила Ольга Сальдаева, институт наставничества способен эффективно работать при мощной мотивации наставников. К сожалению, пока нет реального механизма стимулирования желания стать наставником, и это тоже проблема, требующая решения.

— Мотивация, стимулирование – да, это убедительные рычаги, и все же нельзя забывать о любви к профессии, которая включает и понимание рисков и трудностей, и высокую ответственность, и порой самоотречение, — вступила в разговор профессор кафедры педагогики и социологии, начальник отдела научных исследований ОГПУ, эксперт Общественной палаты Оренбургской области Татьяна Челпаченко. – И есть хорошие ростки. Если раньше студенты открыто заявляли, что в нашем вузе они просто получают образование, то сегодня говорят, что хотят идти в школы. Именно такие кадры надо всеми силами стараться удержать в профессии. В школе нельзя работать без внутреннего порыва, стремления дарить свое сердце детям. Потому и есть педагогические династии, есть преемственность.

О влюбленности в профессию как основе работы учителя говорила и член комиссии Общественной палаты по вопросам образования, молодежной политики и добровольчества Галина Левашова, проработавшая в системе образования 44 года. Она убеждена в необходимости всесторонней поддержки начинающих педагогов – их поощрении, правильном наставничестве.

— Заботу и уважение должны проявлять и государство, и общество. Надо, чтобы оплата учительского труда соответствовала его важной миссии. Оклад учителя должен начинаться с МРОТ.

Творческой работе учителя, его саморазвитию во многом мешают бюрократические нагрузки, огромная бумажная работа. Проблема давно и активно обсуждается, но пора от слов переходить к делу. Об этом говорила член комиссии Общественной палаты по вопросам образования, молодежной политики и добровольчества Елена Ильина. Магистрант, педагог-психолог Татьяна Щекатурова предложила варианты решения проблемы эмоционального выгорания. Журналист, мама пятерых детей, двое из которых – педагоги, увлеченные своим делом, Екатерина Илигенова подтвердила, насколько важно учителю работать с любовью к детям и самоотдачей.

Говорилось и о конкретных шагах по повышению заинтересованности молодых педагогов, их закреплении в профессии. В частности, такая работа ведется в рамках регионального грантового проекта «Педагогическая ПРОкачка» (разработчик — Институт развития образования Оренбургской области). Кроме того, в области продумывается программа изменения подготовки педагогических кадров с целью закрепления их на селе. Есть конкретные предложения, которые получили поддержку региональной власти и будут отрабатываться научным педагогическим сообществом Оренбуржья, профильным ведомством и региональной Общественной палатой.

— Повышение роли учителя – требование времени, — резюмировала Ольга Сальдаева. – Представители этой профессии играют неоценимую роль в формировании будущего гражданина. Насколько будут глубоки его знания, велик интерес к наукам? Будут ли раскрыты его способности, сформированы нравственные и духовные ценности? Каким юный человек придет во взрослый мир? Каким станет общество будущего? Ответы на эти вопросы должен дать современный учитель.

Рекомендации, выработанные Общественной палатой Оренбургской области с учетом всех предложений, будут направлены в Общественную палату Российской Федерации и заинтересованным ведомствам.

Фото предоставлено ГКУ «Аппарат Общественной палаты Оренбургской области»

12+