Оренбургские эксперты прокомментировали значимость молодых учёных на мировом конгрессе

IV Конгресс молодых ученых открылся на федеральной территории «Сириус», сообщает «Экспертный клуб».

Это ключевое ежегодное мероприятие Десятилетия науки и технологий в России, объявленного Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в 2022 году.

Конгресс объединяет ярких лидеров отечественной науки, представителей ведущих научных школ из разных регионов России, научных и образовательных организаций, органов власти, индустриальных партнеров, представителей бизнеса и госкорпораций, а главное — молодых ученых, победителей конкурсов грантов, студентов и школьников из России и других стран.

Заведующий кафедрой юриспруденции и гуманитарных дисциплин Оренбургского филиала РАНХиГС Ирина Свириденко считает, что молодые исследователи, собравшиеся на территории образовательного центра «Сириус», — это будущее науки России.

— Развитие науки и техники исторически всегда было сильной стороной нашей страны. Несмотря на все сложности и вызовы сегодняшнего дня состояние российской науки с уверенностью можно оценить, как активно развивающееся. Как в России в целом, так и в Оренбургской области растет количество молодых исследователей, ширится тематика научных разработок. А государство активно поддерживает сферу науки через проведение конкурсов на гранты для молодых ученых, создание исследовательских центров и лабораторий, площадок для стартапов, проведение научных конференций, тренингов, курсов, фестивалей и олимпиад и т.д.

Сегодняшние молодые исследователи, собравшиеся на территории образовательного центра «Сириус», — это будущее науки России, — отметила Ирина Свириденко.

Заведующий кафедрой педагогики и менеджмента ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» Артур Аллагулов уверен, что IV Конгресс молодых ученых является веским доказательством того, что государство заинтересовано в развитии кадрового потенциала, обеспечивающего мобилизационное развитие научно-технологической сферы в условиях санкционного давления, сопровождающийся консолидацией общества и хозяйствующих субъектов для решения задач научно-технологического развития Российской Федерации.

— В «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» от 28.02.2024 г. № 145 четко зафиксировано, что Россия исторически является одной из мировых научных держав: отечественные научная и инженерная школы эффективно решали задачи социально-экономического развития и обеспечения безопасности страны, внесли существенный вклад в накопление человечеством научных знаний и создание передовых технологий. Во многом этому способствовала адекватная времени и структуре экономики система организации научных исследований и разработок. В Российской империи сосредоточение ученых и инженеров в высшей школе позволяло создавать и накапливать новые знания. В СССР решение масштабных исследовательских и инженерных задач обеспечивалось за счет концентрации ресурсов в системе Академии наук СССР и отраслевых институтах, директивного планирования научных исследований и разработок, осуществляемого Государственным комитетом СССР по науке и технике и Госпланом СССР.

В Оренбургской области создаются необходимые условия для выявления и воспитания талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки и технологий, обеспечивается сохранение и развитие интеллектуального потенциала науки, повышение престижа профессии ученого. Как отметил губернатор Денис Паслер, Оренбуржье обладает научно-техническим потенциалом и человеческим капиталом для того, чтобы разрабатывать и внедрять новые продукты и технологии практически во всех сферах.

Отмечу, что в Оренбуржье создаются центры для развития юных талантов. В рамках национального проекта «Образование» работают детские технопарки «Кванториум», центры цифрового образования детей «IT-куб», центр поддержки одаренных детей «Гагарин», реализующий на данный момент реализует 47 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: «3-D моделирование и печать», «Многоосевая обработка материалов», «Композитные материалы», «Стендовый моделизм», «Авиамодельный спорт», «Олимпиадное программирование», «Гагарин. Технология. 3D – моделирование» и др. Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» действуют на базе 42 общеобразовательных организаций Оренбургской области 32 муниципальных образований, центры образования естественно-научной и технологической направленностей, открывшиеся в 2021, 2022, 2023, 2024 годах – в 346 школах 37 муниципальных образований.

По итогам проведения конкурса научного потенциала, проводимого Российским научным фондом в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области отобраны 4 проекта для поддержки. Размер каждого гранта составляет до 1,5 млн. в год. Длительность проектов – 2 года. Конкурс разработан для развития научно-технического потенциала и поддержки фундаментальных научных исследований региона.

В регионе проводится конкурс научно-исследовательских работ молодых докторов и кандидатов наук (50 персональных стипендий для молодых ученых ‒ кандидатов наук; 10 персональных стипендий для молодых ученых ‒ докторов наук; 20 персональных премий для молодых ученых ‒ кандидатов наук; 5 персональных премий для молодых ученых ‒ докторов наук).

В целях поощрения и стимулирования лучших студентов и обучающихся, сочетающих успешную учебу с активной социально значимой, общественной и творческой деятельностью ежегодно проводится конкурсный отбор на присуждение стипендий для поддержки способной молодежи.

В целях развития научно-технического потенциала Оренбургской области и поддержки творчески работающих ученых ежегодно проводится конкурс в автоматизированной информационной системе «Государственные (муниципальные) услуги в сфере образования Оренбургской области» с присвоением звания «Лауреат премии Оренбургской области в сфере науки», по результатам авторы лучших работ получают премию на общую сумму 2 млн. рублей.

Если проводить общий анализ технологического развития, то можно констатировать, что ситуация противоречивая: где-то мы имеем настоящие прорывы, а где-то провалы. Мы сегодня отмечаем хорошее развитие естественно-научной составляющей в современной российской науке, а вот гуманитарная составляющая «заваливается». Она всегда развивалась по остаточному принципу, и потому мы сегодня имеем то, что имеем. Дегуманитаризация естественно-научного образования может привести к исчезновению «культурной памяти» народа и технологического суверенитета страны, — отметил Артур Минехатович.

Фото: expert-club.online

16+