Оренбургский регион: последствия весеннего наводнения

Весна 2024 года нанесла благополучию Оренбургской области один из самых мощных ударов за всю ее историю. Случались здесь и ранее сильные потопы, но такого, как в этом году, жители не видели уже давно.

Первый подобный инцидент, о котором есть достаточно подтвержденной информации, произошел в 1887 году, когда затопило большую часть Оренбурга и прилегающие территории. Тогда под водой оказались более 800 домов.

1922 год — весенний паводок привел к голоду и большому количеству потерь среди населения региона. 1942 год, происшествие пришлось на разгар войны, когда вся страна находилась в критической ситуации. Подробности о затоплении Орска в те времена можно найти в отчетах НКВД.

После того как ситуация повторилась в 1957 году, был разработан и осуществлен проект Ириклинской ГЭС и дамбы, которая в теории должна была держать реку Урал под контролем в период весенних паводков.

Впрочем, в 1993 году дамба со своей ролью не справилась, и стихия вновь нанесла огромный урон региону. Тогда уровень воды Урала составил около 9,7 метра и стал историческим максимумом того времени.

Весной 2024 река вышла из берегов, поставив новый рекорд уже более 10 метров, и Ириклинское водохранилище вновь не смогло защитить жителей области, хотя на этот раз есть основания полагать, что частично причиной этому стал человеческий фактор. Отчет Гидрометцентра и предупреждения об опасности были получены администрацией дамбы заранее, но необходимые меры по высвобождению пространства под ожидающиеся излишки из реки предприняты не были.

В результате оттепели в районе водосбора снег, скопившийся в огромных объемах, быстро истаял и создал опасность наводнения. Глубоко промерзшая почва оттаивала куда медленнее, поэтому весь образовавшийся дополнительный объем воды влился в реку. Работникам Ириклинской дамбы пришлось делать экстренные сбросы, в несколько раз превышающие норму, чтобы избежать прорыва.

6 апреля не выдержала напора дамба Орска, и, несмотря на все усилия добровольцев, пытавшихся восстанавливать размытую насыпь, вода в огромных количествах оказалась на улицах города.

В общей сложности, по официальным данным, к концу апреля от подтоплений пострадало более 28 тысяч домов, социальные объекты, низководные мосты, автотрассы, были уничтожены посевы и залиты дачные участки. 12,3% жилых построек, по оценке комиссии, оказались в критическом состоянии и не могут быть восстановлены. А более половины остальных нуждаются в продолжительном и дорогом ремонте.

О грядущем наводнении намекали в аналитических материалах еще осенью 2023, когда непрерывно лили дожди, и объем осадков был явно выше нормы, но необходимые меры подготовки были проведены далеко не во всех регионах, а причины, которые побудили администрацию Ириклинской дамбы не делать предварительные сбросы воды, до сих пор остаются загадкой.

Как правило, даже те дома, что после пережитого бедствия не подлежат сносу, находятся в плачевном состоянии. При длительном воздействии воды дерево разбухает и начинает гнить. Слезают со стен обои, деформируется паркет и напольные покрытия. Кроме того, немало пострадавших домов были утеплены минеральной ватой, которая, как известно, крайне уязвима к влаге. Намокнув, она проседает, нарушая целостность теплозащиты дома, а также становится благоприятной средой обитания для плесени.

На ремонт жилья в таком состоянии часто уходит гораздо больше средств, чем предполагает государство, выдавая компенсацию. Что могли бы предпринять жители, чтобы избежать такого удара по своему благосостоянию?

В первую очередь — гидроизоляция и водоотталкивающие материалы везде, где только можно. Любые деревянные поверхности должны быть защищены специальной гидрофобной пропиткой или водостойкой краской. Вместо паркета – линолеум или напольные покрытия на полимерной основе.

В качестве замены минеральной вате отлично подойдет не менее популярная альтернатива — экструзионный пенополистирол. Крайне низкий процент впитывания влаги делает его отличным выбором для регионов, где существует опасность сезонных подтоплений. Даже оказавшись в воде на долгое время, он сохранит свои характеристики и не потребует замены.

На рынке есть немало альтернатив уязвимым для воды материалам, достаточно изучить его повнимательнее. Найдутся и рекомендации, как защитить другое имущество — одежду и бытовую технику. Учитывая то, насколько средние затраты на ремонт превосходят выплаты пострадавшим, вложение во влагостойкие материалы окупится сторицей.

Фото редакции газеты «Южный Урал»

16+