Оренбуржцам рассказали о популярных схемах кибермошенников

Телефонные мошенники атакуют оренбуржцев. Они представляются сотрудниками службы безопасности банка или даже специалистами полиции, налоговых органов, Центрального банка Российской Федерации. Аферисты пытаются получить доступ к личным счетам граждан, придумывая разные легенды. На какие уловки чаще всего попадаются люди? Какие новые схемы изобретают кибермошенники? По каким признакам их можно быстро вычислить? Об этом в интервью РИА 56 рассказал управляющий Отделением Банка России по Оренбургской области Александр Стахнюк.

Александр Васильевич, появилась информация, что мошенники начали воровать профили на госуслугах. Это значит, что они могут оформить кредит или как-то по-другому использовать персональные данные человека?

– Действительно, одна из новых схем связана с порталом госуслуг. Мошенники звонят пользователям от имени сотрудников сайта и под разными предлогами просят продиктовать код из СМС. Используют для этого, например, тему коронавируса и убеждают человека, что это нужно, чтобы привязать QR-код о вакцинации к профилю гражданина. На самом деле с помощью этого кода они получают доступ к личному кабинету на портале, где, как вы знаете, хранится много персональных данных человека, которые преступники могут использовать. Поэтому лучше дополнительно защитить свой профиль с помощью специальных настроек на сайте и не доверять таким звонкам от незнакомцев. Ну и не устаю повторять главное правило безопасности – держите данные в секрете, никому не сообщайте логин, пароль, коды из СМС, не вводите на сомнительных страницах номера и сроки действия банковских карт, не переходите по ссылкам от неизвестных отправителей и не выполняйте другие их инструкции.

– Какие схемы чаще всего используют телефонные аферисты, чтобы добраться до денег оренбуржцев?

– В основном граждане попадаются на уловки отработанных схем, связанных с применением методов социальной инженерии. Например, человеку звонят от имени службы безопасности банка и уверяют, что по его карте проводится сомнительная операция, и нужно срочно перевести деньги на резервный счет. Или что на его имя пытаются оформить кредит, и надо провести какую-то транзакцию, чтобы это остановить. Люди в такой ситуации поддаются панике, действуют на эмоциях, выполняя все указания звонивших, чтобы не потерять деньги. Есть и обратная ситуация – человеку говорят, что он выиграл какой-то приз или может легко заработать, например, играя на бирже. Люди часто попадают на такие уловки, желая быстро разбогатеть. Телефонные мошенники хорошо знают психологию, играют либо на чувстве страха потерять деньги, либо на желании быстро их приобрести. Распространенным стал в последнее время фишинг, когда человек производит оплату на поддельном сайте. Или он находит этот лжесайт в интернете, желая что-то купить, или переходит по ссылке из какого-то сообщения, которое обещает скидки и бонусы при покупке. Это неважно, главное, что вводя данные карты на поддельном сайте, он передает мошенникам ключ к счету и своим деньгам.

– Какие-то новые алгоритмы действий появляются?

– Да, люди слышат из СМИ про киберпреступления, становятся более финансово грамотными, настороженно реагируют на звонки якобы из банка, поэтому преступники разрабатывают новые сценарии. Например, под разными предлогами они вынуждают клиентов банков самостоятельно звонить в фальшивые колл-центры. Допустим, звонят от имени банка и почти сразу прерывают разговор, а если человек перезванивает, то попадает на лжеоператора банка. Или рассылают СМС якобы от банка с призывом немедленно связаться со службой безопасности. Когда человек выходит на связь с поддельным колл-центром, дальше события идут по обычным сценариям. Мошенники выманивают у него деньги и данные карт или убеждают скачать вредоносную программу, которая сама украдет конфиденциальную информацию с гаджета. В прошлом году появилась такая схема – преступники звонят, представляются сотрудниками правоохранительных органов и сообщают гражданам, что в их отношении якобы возбуждено уголовное дело по заявлению Банка России. Их цель всегда одинакова – втереться в доверие людей и получить доступ к их счетам. На самом деле Банк России не заявляет в полицию на клиентов банков из-за каких-то операций по картам. Получив любой тревожный звонок или письмо, которые касаются денег, не спешите выполнять инструкции незнакомцев. Вручную наберите номер своего банка, который указан на его официальном сайте или на вашей карте, и проясните ситуацию.

– Есть ли данные, сколько таких хищений происходит? 

– По статистике Банка России, только в третьем квартале прошлого года в целом по стране зафиксировано более 256 тысяч операций без согласия клиента. Это на 40% больше, чем за такой же период 2020 года. Из них с помощью методов социальной инженерии – 41%. При этом две трети хищений происходит при оплате товаров и услуг в интернете. Напомню, что банки не компенсируют потери, если человек сам сообщил аферистам секретную информацию или ввел ее на поддельном сайте.

– А Банк России что-то предпринимает для противостояния телефонным мошенникам?

– Регулятор в третьем квартале 2021 года инициировал блокировку более 24 тысяч телефонных номеров, используемых злоумышленниками для кражи денег у граждан. Это вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Также за этот период был ограничен доступ почти к 2 тысячам интернет-ресурсов, с помощью которых мошенники осуществляли противоправную деятельность.

– Александр Васильевич, какие основные признаки, что звонит мошенник? Что его выдает? Как вести себя людям, чтобы не попасться в лапы киберпреступников?

– Какой бы ни была легенда, есть несколько примет, по которым можно быстро вычислить мошенников. Первое – на вас выходят сами, то есть кто-то звонит, присылает СМС, электронное письмо или ссылку. Сразу насторожитесь и всегда перепроверяйте информацию. Второе – с вами говорят о деньгах: предлагают перевести средства на безопасный счет, оплатить страховку для получения кредита или выгодно инвестировать свои сбережения. Третье – вас просят сообщить данные о ваших счетах или картах, логины и пароли к личному кабинету на сайте банка или мобильному приложению, коды из СМС. Настоящий сотрудник банка никогда не спросит реквизиты карты и пароли, если о них спрашивают – будьте уверены, вас пытаются обмануть. Четвертое – вас выводят на эмоции, например, сообщают, что ваш онлайн-банк взломали. Либо, наоборот, обещают быстрое обогащение. Так мошенники сбивают с толку и притупляют бдительность потенциальной жертвы. Пятое – на вас давят, например, торопят, чтобы не дать времени обдумать ситуацию, или принуждают к каким-то действиям. Если чувствуете психологический дискомфорт, сразу же прекращайте общение. Будьте внимательны и не принимайте поспешных решений, особенно если они касаются ваших финансов.