Разрушено 5840 домов: Страшные последствия паводка в Оренбуржье в 1942 году

Потоп под грифом «Секретно». Одно из самых разрушительных наводнений в Оренбургской области (тогда Чкаловская область) произошло в годы Великой Отечественной войны, весной 1942 года. Все материалы по последствиям паводка были засекречены до начала 90-х годов. Ряд документов о том страшном наводнении опубликовали оренбургские архивисты в 1991 году.  

Представлены информационные сводки, направленные руководству области из районов, пострадавших от наводнения. Рукописные материалы разбирала архивист Татьяна Судоргина.

Итак, пик паводка в 1942 году пришелся на конец апреля — начало мая. Вот некоторые выдержки из документов тех лет, цифры страшные. Разрушены дома, снесены мосты, нарушены другие коммуникации, нет связи, погибает скот, подмочены хлебные запасы. Тогда все оренбуржцы сплотились, чтобы противостоять стихии.

29 апреля 1942 года – начинает топить Краснохолм и Беляевку

Начало паводка, власти на местах успевают принимать меры.

— Вода в реке Урал прибывает. Мобилизованы все лодки, установлено 8 постов. Из домов, находящихся под угрозой наводнения, жители размещены по квартирам Краснохолма. Хлеб вывезен, скот вывезен. Разрушений не было, жертв нет, — пишет начальник Краснохолмского отделения милиции Харахорин.

Председатель Буртинского (ныне Беляевского) райсовета Назаров просит прислать моторную лодку:

«Уровень воды поднялся на один метр, Вода прибывает постепенно. В селах Джанаталап, Рождественка, Альбайтал переселяют население в другие помещения на более возвышенных местах. Скот перегоняют в другие помещения. Просим облисполком выслать моторную лодку, так как около переправы скопилось много народа, перебрасывать нечем».

30 апреля 1942 года – талые воды зашли в Кувандык, люди бегут в горы

После доклада начальника Кувандыкского райотдела НКВД тов. Ситникова.

— Кувандык находится под угрозой затопления, окраины города уже затоплены. В районе частично затоплены колхозы «Джанотан», «Красный Урал», Приуральский мясосовхоз … Население этих колхозов выходит в горы. Все мобилизованы на борьбу с наводнением. Привлечена для этой цели воинская часть, — сообщает дежурный оперативной группы сержант госбезопасности Саблин.

Урал поднялся до 3 метров. Связь в районе прервана. Подмочено 500 центнеров хлеба. Уплыло до 300 кубометров леса. С питанием людей возникают проблемы, его доставляют на лодках.

1 — 2 мая 1942 года – уровень Урала у Оренбурга (тогда город Чкалов) – почти 10 метров

Резкий подъем талых вод у областного центра – 1 мая уровень Урала еще 548 см, 2 мая утром 832 см, и уже 2 мая в 22 часа – 987 см. И только потом началось медленное снижение воды.

В это же время катастрофа на востоке – Орск на 95% затопило водой

Под грифом «Сов. секретно» в начале мая 1942 года из управления НКВД по Чкаловской области председателю облсовета депутатов трудящихся направлено сообщение из Орска.

— Положение в Орске катастрофическое – 95% затоплено водой, 50% видны только крыши, совершенно размыло водой особенно саманные (глиняные) дома. В угрожающем положении находился Орский гарнизон, 3,5 тысячи человек. Они находились на бугре, стала поступать вода, осталось 10 см. Сейчас часть гарнизона вывезена, а часть поселили на чердак, — говорится в секретном докладе.

3 мая 1942 года – Оренбургский (тогда Чкаловский) район – спасают детей, подтоплен аэропорт

Дежурный облисполкома Мигунов о ситуации в Чкаловском районе:

-В селе Павловка детей из угрожаемого места перевезли в колхоз «9 января», разместили в школе и в каком положении дальше находятся дети неизвестно — нет связи.

— село Нежинка: дежурная по аэропорту сообщила, что вода уже убывает.

— Меновой двор: детей — 170 человек с завода станкостроения в вагонах, часть выгружены в пакгауз, утром необходимо принять меры к продвижению в Илецк (возраст детей от 3-х лет).

4 — 7 мая 1942 года – вода уходит, паводок идет на спад, колхозы Саракташа очищаются

По состоянию на 4 мая 1942 года вода убывает в реках многих районов области.

Из Саракташа информировали областные власти:

«Колхозы, которые были окружены водой, теперь очищаются».

8 — 10 мая 1942 года – Районы подсчитывают убытки от наводнения

Председатель Буртинского (ныне Беляевского) райисполкома Назаров в эти дни направил в облисполком докладную записку с просьбой о помощи.

— В некоторых сельсоветах уцелевших построек почти не осталось, — говорится в записке.

Разрушено в районе: 227 домов полностью, 137 жилых домов частично; 105 общественных построек, сельскохозяйственных и промышленных зданий. Для их восстановления необходимо было 1 миллион 390 тысяч 934 рубля. Стоимость одного жилого здания с надворными постройками оценивалась в 3 150 рублей.

20 мая 1942 года – справка по разрушениям и убыткам от паводка в Чкаловской области

Всего паводком 1942 года разрушено   5.840 домов (в том числе полностью – 2 650 домов):

— в Орске подверглось разрушению всего 4.001 дом (в том числе 1.493 разрушены полностью);

— в Чкалове разрушено всего 668 домов (полностью – 183 дома);

Предварительные данные об ущербе от наводнения 1942 года свидетельствовали, что более всего пострадал город Орск и областной центр — город Чкалов.

Общая сумма убытков по областному центру, город Чкалов – 4 миллиона 221 тысяча рублей, по Орску — 43 миллиона 124 тысячи рублей, по Чкаловскому району — 3 миллиона 584 тысячи рублей, по Буртинскому району — 1 миллион 712 тысяч рублей, по Илекскому району — 542 тысячи рублей, по Кувандыкскому району — 286 тысяч рублей, по буранному району- 65 тысяч рублей, по Сакмарскому району — 20 тысяч рублей, — говорится в секретном докладе.

Фото: Госархив Оренбургской области

16+