Россияне активно стали пользоваться соцсетями «ВКонтакте», «Одноклассники» и Telegram

Первый замгендиректора АНО «Диалог Регионы» Кирилл Истомин, в своем интервью URA.RU, рассказал о предпочтениях россиян после блокировки соцсетей.

Кирилл Истомин считает, что аудитория запрещенного Facebook не сильно повлияла на российские соцсети. Пользователи соцсети — это эксперты, политизированная аудитория, от общего объема аудитории соцсетей их не более 5%. Поэтому блокировка Facebook ни на что не повлияла.

Несущественно потерял ежедневную аудиторию, запрещенный в РФ Instagram. После блокировки – минус 12% на март.

 — При этом конкретные видео и посты продолжают терять от 40% до 60% охватов от региона к региону. Это значит, что люди с VPN по-прежнему заходят в Instagram (запрещен в РФ), но проводят в нем очень мало времени, потому что неудобно: надо заказать еду — выключаешь VPN, надо зайти на какой-то государственный сайт — опять выключаешь, — сказал Истомин.

По информации Brand Analуtics, на конец апреля 56% аудитории Instagram (запрещен в РФ) снизили активность в соцсети. Вместе с блогерами площадку стала покидать и аудитория.

На сегодняшний день, как и ожидалось, отмечается рост пользователей «ВКонтакте», «Одноклассниками», Telegram.

Кирилл Истомин подчеркивает, что ежедневный прирост аудитории «ВКонтакте», более 4 млн пользователей, а доля активных авторов увеличилась на 22%. В Instagram (запрещен в РФ) люди заходят, чтобы потреблять контент — фото видео, а в ВК, в основном чтобы переписываться. Сейчас потребление контента на втором месте.

— Очень многое будет зависеть от того, сможет ли ВК перестроить свою рекомендательную систему, создать удобные ленты, полезные читателям и отражающие их интересы, — говорит Истомин.

Также отмечается прирост аудитории «Одноклассников». Причем количество восстановленных старых аккаунтов выросло на треть, а новых регистраций — в 1,5 раза.

Что касается Telegram, то только за март в российские телеграм-каналы добавились 40 миллионов новых подписчиков, однако, это не всегда новые или уникальные пользователи.

— Общероссийскую аудиторию Telegram сложно оценивать, но она уже вторая по величине после Ирана. В «телегу» массово пришла аудитория неполитизированная. И если раньше это была экспертная политическая сеть, то в последнее время набор тематик в ней расширился. Люди заходят, чтобы читать новости, смотреть видео. Это уже не мессенджер, а полноценная соцсеть с комментариями и реакциями. Растут альтернативные каналы — лайфстайл, блоги, религия. Я думаю, они [Telegram] в связи с этим тоже будут меняться, например, создадут единую ленту из каналов, которые вы чаще всего смотрите, — считает первый замгендиректора АНО «Диалог Регионы».

На российские аналоги Instagram — «Россграмы», «Грустнограмы» — тоже стоит обратить внимание. Проект может быть успешным, пример этого – TikTok, скорое возвращение которого в Россию, прогнозирует Кирилл Истомин.

TikTok вернется, а Youtube уйдет?

С 6 марта российские пользователи не могут временно загружать контент и проводить прямые эфиры.

 — Несмотря на то, что фактически нового российского контента там нет, аудитория TikTok в апреле не падала. Уверен, что TikTok вернется в страну после доработки своих алгоритмов под требования законодательства РФ, и после этого они начнут забирать в себя уходящую из Instagram (запрещен в РФ) аудиторию, которая хочет потреблять контент, — считает Кирилл Истомин.

А вот возможной альтернативой YouTube могут стать «Яндекс.Видео» с его качественной навигацией или «ВКонтакте» — в случае, если сможет настроить поиск видео.

Работа органов власти в соцсетях

Для работы в соцсетях АНО «Диалог Регионы» рекомендует использовать «Вконтакте» и Telegram. Уже более 70 губернаторов открыли страницы в «телеге» и в ВК. В факультативном порядке можно использовать «Одноклассники». В будущем органам власти придется работать с TikTok.

— Еще один важный момент. Мы долго оценивали, рейтинговали губернаторов. И с разработанной методологией сейчас идем уже в сторону мэров. Считаем, что должна появиться вертикаль власти в интернете. Плюс в Госдуме рассматривается законопроект, по которому органы власти, среди которых не только чиновники, но и министерства, ведомства, будут обязаны иметь свои страницы в соцсетях. Надеюсь, он будет принят, — говорит Кирилл Истомин.

В Оренбургской области у губернатора Дениса Паслера есть свои аккаунты на всех трех площадках. Активное освещение работы в соцсетях проводят и вице-губернаторы, министры, а также главы муниципальных образований региона.

— Качественные информативные аккаунты, являются основой обратной связи. Если 2020 году сообщения граждан о необходимости решения каких-либо проблем приходили со страниц органов власти только в 5% случаев, сейчас таких уже 40%, — комментирует пресс-служба правительства региона.

На сегодняшний день российские соцсети помимо стандартного общения и размещения контента, активно внедряют и другие полезные функции. Это можно отнести к организации голосования за благоустройство или получение госуслуг.