Говорят эксперты. Инструменты, инфраструктура, практики общественного наблюдения

Ход президентской кампании – в центре внимания общественности. В процесс активно вовлечено гражданское общество. Его участие становится определяющей основой в обеспечении честности, открытости и законности предстоящих выборов Президента РФ. Уникальной российской практикой, не имеющей аналогов в мире, является общественное наблюдение за избирательным процессом.

Общественный штаб по наблюдению за выборами Оренбургской области, организованный при региональной Общественной палате, ведет разностороннюю деятельность по обеспечению избирательных прав граждан.

Одной из основных в повестке штаба является экспертная деятельность. Сегодня эксперты штаба комментируют доклад Ассоциации НОМ «Общественное наблюдение на выборах Президента России-2024: инструменты, инфраструктура, практики».

Артур Аллагулов, заведующий кафедрой педагогики и социологии Оренбургского государственного педагогического университета:

— Российское общество находится накануне знакового события – выборов Президента РФ. 15-17 марта мы определяем основные внутренние и внешние векторы развития России на ближайшие шесть лет. Я бы сказал больше: мы определяем стратегию государства на ближайшую перспективу в условиях беспрецедентного давления коллективного Запада.

Открытый и независимый общественный контроль за соблюдением избирательных прав граждан, ходом голосования и подсчетом голосов, всестороннее информирование граждан о результатах работы обеспечивает формирование атмосферы открытости и доверия, необходимой для укрепления общественного консенсуса, укрепляет электоральный суверенитет страны.

В Российской Федерации сформирована система общественного контроля на выборах, охватывающая всю страну. Это яркое свидетельство активности сложившихся институтов гражданского общества России. Во всех субъектах РФ созданы штабы общественного наблюдения, координирующие в территориях действия электоральных экспертов и общественных наблюдателей. В Оренбургской области достаточно эффективно работает качественно обновленный Общественный штаб по наблюдению за выборами.

Нельзя не согласиться с авторами доклада: созданная система кристаллизуется вокруг федеральной и региональных Общественных палат как системообразующих организаций. В масштабах страны централизующую роль выполняет Координационный совет по общественному контролю за голосованием, созданный Общественной палатой РФ. Информационно-аналитическим и методическим центром выступает Ассоциация «Независимый общественный мониторинг».

Основа общественного контроля — наблюдатели на избирательных участках по направлению Общественной палаты РФ и Общественных палат регионов. К выборам Президента РФ обучено около 200 тысяч наблюдателей. Отметим, что контроль за ходом избирательного процесса не ограничивается днями голосования. Он реализуется на всех этапах избирательной кампании.

Особо выделю, что выборный процесс сопровождается достаточно мощным экспертным сопровождением. Важное значение приобретает возможность широкого обмена мнениями и выстраивание горизонтальных связей между экспертами. На федеральном уровне такой площадкой является ежегодный Экспертный Форум. 26 января 2024 состоялся очередной форум в Москве, собравший около 200 экспертов со всей страны. Для нас, региональных экспертов, это хорошая возможность обсудить с федеральными экспертами актуальные вопросы своего региона.

Ян Борисов, начальник отдела развития и сопровождения АПК «Безопасный город» Центра информационных технологий Оренбургской области:

— Доклад Ассоциации НОМ можно считать комплексным анализом института общественного контроля на выборах Президента Российской Федерации. Безусловно, предстоящее ключевое событие в общественно-политической жизни страны призвано определить перспективы ее развития как демократического правового государства.  В данном контексте важно не только предоставить гражданам возможность выразить свою политическую позицию свободно, но и обеспечить соблюдение закона при проведении всех избирательных процедур, обеспечив тем самым их легитимность.

Роль института общественного контроля, сформированного гражданским обществом современной России, состоит в создании системы открытого независимого наблюдения за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, ходом голосования и подсчетом голосов.

В докладе рассмотрены правовые основы деятельности общественных наблюдателей, представлен широкий спектр легальных инструментов для осуществления общественного наблюдения и контроля, отражен масштаб инфраструктуры общественного наблюдения, выделены как традиционные формы реализации общественного наблюдения, так и инновационные, связанные с внедрением в избирательный процесс дистанционного электронного голосования. Отдельное внимание уделено анализу появившихся региональных практик общественного контроля, что свидетельствует о постоянном развитии системы электорального контроля в Российской Федерации и ее готовности к предстоящим выборам.

Анатолий Чадов, Уполномоченный по правам человека в Оренбургской области:

— Изучение доклада ассоциации НОМ позволяет сделать уверенный вывод: избирательная система России готова к предстоящим выборам главы государства и отвечает вызовам времени. Богатый опыт проведения избирательных кампаний как федерального, так и муниципального уровня, в совокупности с внедрением инновационных технологий позволяют сделать электоральный процесс прозрачным, удобным и комфортным для граждан.

Одна из основополагающих задач организаторов избирательного процесса —  обеспечение легитимности процедур и результата — традиционно будет решаться при помощи общественного контроля на всех этапах.

В докладе подчеркнута роль Уполномоченного в реализации активного избирательного права гражданами, находящимися в местах принудительного содержания. Несмотря на то, что лица в момент проведения голосования находятся под стражей, они также имеют возможность реализации активного избирательного права вне своего избирательного округа (не по месту регистрации). Для этого на территории изолятора могут создаваться специальные участки, где условия организации голосования определяет ЦИК России. Подобные решения способствуют соблюдению избирательных прав граждан, а также позволяют купировать возможность распространения недостоверной информации.

Фото представлено ГКУ «Аппарат Общественной палаты Оренбургской области»

18+