Оренбуржцам рассказали, как вычислить кибермошенников и не потерять деньги

Кибермошенники продолжают обманывать оренбуржцев и под разными предлогами красть их деньги. Причем люди сами переводят свои средства на счета аферистов или диктуют им коды из СМС, номера карт и счетов. На какие уловки попадаются граждане? Кто чаще всего становится жертвой кибермошенников? И что предпринимается на государственном уровне для защиты наших средств? Об этом в интервью РИА56 рассказал управляющий Отделением Банка России по Оренбургской области Александр Стахнюк.

– Александр Васильевич, каждый день телефонные мошенники обманывают десятки оренбуржцев. Но люди продолжают верить незнакомцам и сообщать по телефону свои персональные данные и номера банковских карт, переводить деньги на «резервные» счета и даже брать для этого кредиты. Почему так происходит? У нас люди такие доверчивые или мошенники их гипнотизируют?

– Дело в том, что мошенники хорошо знают психологию людей, они разговаривают с человеком таким образом, чтобы он раскрыл личные данные, назвал реквизиты карт, пароли и коды из СМС, которые банки присылают для подтверждения операций. Или же сам перевел им деньги. Во-первых, они обращаются по имени – отчеству, что вызывает доверие. Во-вторых, представляются сотрудниками уважаемых структур – полиции, ФСБ, прокуратуры, Центрального банка. В-третьих, они не дают человеку время на размышления, говорят быстро и уверенно, пытаются отключить логику. Такое психологическое воздействие называется социальная инженерия. Чаще всего такие мошеннические действия происходят по телефону. По данным УМВД России по Оренбургской области, по итогам прошлого года в нашей области зафиксирован значительный рост числа таких преступлений. Основную часть среди них занимают мошенничества и кражи.

– Какие именно легенды чаще всего используют телефонные аферисты, чтобы добраться до денег оренбуржцев?

– В основном в ходу две самые распространенные схемы. Первая – запугать человека, убедить, что он может потерять деньги. Самая популярная уловка – что по карте проводится подозрительная операция, и нужно срочно перевести средства на «резервный» или «безопасный» счет. Или что на человека пытаются оформить кредит, и надо провести какую-то транзакцию, чтобы это остановить. Люди в такой ситуации действуют на эмоциях, выполняют все указания звонивших, чтобы не потерять деньги. Вторая распространенная схема, наоборот, связана с быстрым обогащением. Когда человеку обещают какой-то выигрыш, приз, легкий заработок. К примеру, предлагают пройти опрос с заманчивым денежным вознаграждением, поучаствовать в беспроигрышной лотерее или заработать на инвестициях. Легенда может быть любая, главное для злоумышленников – выманить нужную им информацию или побудить человека самого к каким-либо действиям.

– Какие новые схемы обмана появились в последнее время?

– Мошенники постоянно придумывают новые поводы и новые уловки. Распространенными стали схемы с упоминанием Банка России, например, когда людей просят перевести деньги на «безопасный» счет в Центробанке. В прошлом году приглашали граждан на личный прием в Банк России, а затем звонили якобы для уточнения информации и выманивали личные данные. Сейчас набирает обороты схема с поддельными аккаунтами. Аферисты создают аккаунты в популярных мессенджерах от лица руководителей ЦБ, или же органов власти, других авторитетных структур. Страницы содержат реальные данные руководителей и выглядят очень достоверно. В письмах такие лжесотрудники придумывают разные легенды, основная их задача в итоге получить доступ к банковским данным или убедить человека добровольно перевести деньги на мошеннические счета. Еще раз напомню, ни сотрудники Банка России, ни менеджеры банков, ни полицейские не звонят и не пишут в мессенджерах с просьбой перевести куда-то деньги или продиктовать данные карт.

– Принято считать, что на уловки мошенников больше попадаются пожилые люди. Это на самом деле так? Кто чаще становится жертвой аферистов?

– Недавно Банк России составил портрет пострадавшего от кибермошенников на основе проведенного по всей стране опроса. Так вот, четыре из десяти респондентов сказали, что сталкивались с разными видами финансового мошенничества, при этом каждый десятый лишился денег. Наиболее интересны для аферистов люди в возрасте от 25 лет до 64 лет, так как именно они экономически более активны и пользуются банковскими онлайн-сервисами. А больше всего попадались граждане от 25 до 44 лет – 38% опрошенных. При этом женщины велись на уловки преступников чаще – 56%, мужчины – 44%. По-прежнему преобладает телефонное мошенничество – более половины случаев.

– Что предпринимается на государственном уровне для защиты людей от кибермошенничества?

– Очень хороший вопрос. Сейчас банки не возвращают человеку украденные средства, если он сам перевел их мошенникам или передал секретные банковские данные, то есть нарушил условия договора с банком. Летом этого года заработает механизм возврата похищенных денег, такой закон был принят в прошлом году. Банк будет обязан возместить клиенту похищенные деньги в том случае, если допустил перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России. Сделать это он должен в течение 30 календарных дней после получения заявления от пострадавшего. Также предусматривается двухдневный период охлаждения, в течение которого банк не будет переводить деньги на подозрительный счет. О сомнительной операции он уведомит клиента. За это время человек, находящийся под влиянием злоумышленников, сможет одуматься и не подтверждать перевод. Этот механизм заработает с 25 июля этого года, сейчас банки ведут подготовительную работу. Это позволит усилить защиту граждан от действий кибермошенников и будет стимулировать банки лучше защищать своих клиентов.

– А есть данные, сколько средств граждан банкам удалось сохранить?

– Да, такая статистика ведется, с прошлого года Банк России стал собирать с банков данные о предотвращенных хищениях со счетов людей, заблокированных антифрод-системами банков. Так вот, за прошлый год банки отразили почти 35 миллионов попыток кибермошенников похитить деньги у граждан и спасли в общей сложности 5,8 триллиона рублей. На основе этих показателей оценивается эффективность систем защиты банков.

– Александр Васильевич, напомните еще раз нашим читателям правила кибергигиены.

– Самые элементарные правила кибербезопасности – не сообщайте никому паспортные данные и финансовые сведения: номер карты, срок действия, трехзначный код с обратной стороны, СМС-коды. Не совершайте каких-либо действий по счету, если вам звонят с просьбой или требованием о переводе денег, в том числе на «защищенный» или «специальный счет», или с предложением об оформлении кредита. Перепроверяйте информацию. Если вам звонит якобы сотрудник банка, правоохранительных органов или государственной организации с сомнительным предложением, касающимся ваших финансов, положите трубку и самостоятельно позвоните в банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне карты. Это позволит сохранить ваши деньги.

12+